Научный журнал
Научное обозрение. Технические науки
ISSN 2500-0799
ПИ №ФС77-57440

АНАЛИЗ НЕИСПРАВНОСТЕЙ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРОВ СЕМЕЙСТВА МТЗ И МЕТОД ИХ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОЙ ПЛАТЫ ARDUINO

Гордиенко В.В. 1
1 Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова
В статье приводятся результаты исследований по выявлению факторов, влияющих на надежность работы техники. Приведены литературные данные по отказам узлов и агрегатов тракторов, по наиболее интенсивному изнашиванию деталей и сборочных единиц коробки передач трактора. Исходя из разновидностей методов технической диагностики выбран метод вибрационной диагностики как наиболее эффективный метод диагностирования состояния и оценки степени износа коробки передач. Определен порядок проведения вибрационной диагностики на различных комплексах. Для измерения вибрации были приведены пьезоэлектрические и ёмкостные акселерометры, так как они имеют малую массу, высокую надежностью, низкую чувствительность к изменению температур и другие преимущества перед другими типами датчиков. Предложено использование микроконтроллерной платы Arduino для вибродиагностики коробки передач тракторов семейства МТЗ как более дешевого и удобного в использовании средства вибродиагностики сельскохозяйственной техники. В состав измерительной системы предложено следующее оборудование: емкостный акселерометр ВС 202, микроконтроллерная плата Arduino UNO, ноутбук с операционной системой не менее Windows XP, соединительные провода. В качестве программного обеспечения для работы с Arduino предложено бесплатное программное обеспечение Arduino 1.8.7. Приведены основные технические характеристики выбранного оборудования.
неисправности коробок передач
метод диагностирования
микроконтроллерная плата Arduino
акселерометр
1. Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях: материалы VI Международной научно-практической конференции молодых учёных, посвящённой году экологии в России / сост. Щербакова Н.А. Соленое Займище, 2017. 1077 с.
2. Хусаинов Р.К. Повышение эффективности эксплуатации тракторов в аграрном производстве с учетом условий их функционирования: автореф. дис. … канд. техн. наук. Казань, 2016. 20 с.
3. Пуховой А.А., Мелешко М.Г., Бобровник А.И., Левков В.Г. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту тракторов «БЕЛАРУС» серий 500, 800, 900. М.: Машиностроение, 2007. 438 с.
4. Максимов Е.А. Динамика распределения отказов тракторов в зависимости от условий эксплуатации // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 2 (58). С. 62–68.
5. Закирьянов Л.С. Организация ремонта агрегатов грузовых автомобилей с разработкой оборудования для ремонта КПП // Молодежь и наука. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35358587_46781899.pdf (дата обращения: 27.12.2019).
6. Аксенов И.И., Филонов С.А. Совершенствование системы вибродиагностики сельскохозяйственной техники // Инновационные технологии и технические средства для АПК: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Воронеж, 2016. С. 3–9.
7. Комаров В.А. Формирование структуры и содержания ремонтно-обслуживающих воздействий на агрегаты автомобилей сельскохозяйственного назначения: автореф. дис. … док. техн. наук: Саранск, 2016. 37 с.
8. ZETLAB. [Электронный ресурс]. URL: https://zetlab.com/shop/datchiki/akselerometryi/emkostnyie-akselerometryi-datchik-lineynogo-uskoreniya/vs-202/ (дата обращения: 27.12.2019).
9. Arduino.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://arduino.ru/Hardware/ArduinoBoardUno (дата обращения: 27.12.2019).

Развитие сельского хозяйства в наши дни предполагает использование инновационных технологий, а также модернизацию существующей сельскохозяйственной техники, что в свою очередь требует не только совершенствования технической оснащенности производства, но и эффективного применения и обслуживания технической базы [1].

При работе механизмов, технологических узлов и агрегатов возникает вибрация, которая, как правило, может приводить к сокращению эксплуатационного срока службы механизмов. Для снижения уровня вибрации должен быть разработан определенный перечень действий, из которых создается план мероприятий. Как правило, все сельскохозяйственные предприятия работают согласно графикам планово-предупредительных работ. При наступлении времени наработки оборудования производятся запланированные виды технического обслуживания. У данного метода есть и недостатки, так как, если детали и узлы еще работоспособны, они в любом случае подлежат замене.

С каждым днем в нашей стране все больше и больше сельскохозяйственных предприятий, на которых создается современная система технического обслуживания и ремонта машин по фактическому их состоянию. Основным достоинством данной системы является то, что в отличие от регламентированной системы, объем и вид производящих работ изменяется в зависимости от технического состояния узлов и агрегатов на момент проведения работ.

В результате при переходе на обслуживание и ремонт по фактическому состоянию получается исключить ненужные работы при техническом обслуживании, которые нет необходимости менять, и, как правило, на 30–50 % уменьшить продолжительность обслуживания и денежные затраты.

Технический уровень и надежность сельскохозяйственной техники являются важнейшими факторами при выполнении трудоемких процессов в сельском хозяйстве, связанных с технологией возделывания сельскохозяйственных культур (вспашка, посев, уход за посевами, сбор урожая и др.).

До 80 % от общего количества тракторов, имеющихся в распоряжении сельскохозяйственных предприятий России, отработали свой срок службы, что ограничивает своевременное и качественное проведение полевых работ [2].

Анализ условий, оказывающих влияние на надёжность работы тракторов, показывает, что непосредственно при обслуживании и ремонте необходимо выполнение правил обкатки, а также соблюдение требований инструкции по техническому обслуживанию и ремонту тракторов [3]. В процессе исследований были выявлены следующие факторы, влияющие на надёжность: несоблюдение времени обкатки, использование масел, не соответствующих инструкции по техническому обслуживанию и правилам эксплуатации, несоблюдение сроков между ТО, указанных в инструкции по техническому обслуживанию, разбор узлов и механизмов, требующих ремонта, без специального инструмента; эксплуатация тракторов с превышающей нагрузкой [4].

Исходя из опыта работы сельскохозяйственной техники (тракторов) можно сказать, что большая доля затрат и простоев на ремонт приходится на отказы агрегатов трансмиссии до 25 % (рис. 1), из которых до 20 % – коробка передач.

gord1.wmf

Рис. 1. Процентное соотношение отказов сельскохозяйственной техники (тракторов)

Данное соотношение показывает, что уменьшение затрат и времени на проведение ремонта для обеспечения работоспособности коробки передач на сегодняшний день является весьма актуальной задачей. Обеспечение работоспособности техники осуществляется в основном по стратегии устранения возникших отказов, несмотря на то, что отказы носят в основном постепенный (закономерный) характер [5].

При работе коробки передач трактора (при изменении крутящего момента и переключении передач) происходит изнашивание деталей и узлов коробки передач (зазоры, посадка). Наиболее интенсивно изнашиваются следующие детали и сборочные единицы коробки передач:

– подшипники;

– посадочные места в корпусе под внутренний диаметр подшипников;

– посадочные места в корпусе под обоймы подшипников валов с картером коробки передач.

Проведение диагностики технического состояния оборудования может осуществляться на остановленном, вскрытом и работающем агрегатах. В случаях, когда агрегат остановлен и когда агрегат вскрыт, появляется больше возможностей для определения его технического состояния и конкретного вида неисправности. Но есть и недостатки данных способов диагностики, что ограничивает их широкое применение, это необходимость остановки агрегата, что не всегда является возможным в условиях эксплуатации.

Поэтому методы диагностирования оборудования в работающем состоянии на сегодняшний день являются особо важными. Методы акустической, вибрационной, параметрической диагностики получили широкое применение при определении технического состояния оборудования.

Для повышения надежности, производительности диагностики, уменьшения затрат на обслуживание и ремонт машин и оборудования необходимо совершенствовать методы и средства технической диагностики и, в частности, вибродиагностики. Вибродиагностика является наиболее эффективным методом диагностирования состояния и оценки степени износа [6].

Целью исследования является изучение возможности использования микроконтроллерной платы Arduino UNO с акселерометром ВС 202 для вибрационной диагностики коробки передач.

Материалы и методы исследования

Проведен сравнительный анализ методик диагностирования оборудования, в том числе и вибрационной диагностики. Сравнивались показатели приборов вибродиагностики, такие как анализатор вибрации двухканальный «Диана-2М» (виброанализатор), виброанализатор СД-23В с акселерометром ВС 202 с использованием микроконтроллерной платы Arduino UNO и программного обеспечения Arduino 1.8.7.

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из наиболее важных задач вибрационной диагностики является обнаружение дефектов и оценки остаточного ресурса в рабочих условиях эксплуатации. Данная задача основана на измерении и анализе параметров вибрации диагностируемого оборудования и является одной из главных среди других видов диагностики. Она получила широкое применение для диагностики вращающегося оборудования и решает большинство задач определения и прогноза его состояния.

Суть метода вибродиагностики заключается в том, что в качестве диагностической информации используется вибрация работающего агрегата. Данный вибросигнал является носителем информации о различных колебаниях узлов и деталей технологического оборудования. При изменении рабочего состояния его элементов происходит отклонение параметров работы агрегата и тем самым изменение образующих его вибросигналов. Вибрационная диагностика отличается от других методов технической диагностики перечнем характерных особенностей и в первую очередь различным происхождением вибросигналов и высокой информативностью. Своевременное предупреждение возникновения неисправностей в работающем агрегате особо отличает вибрационную диагностику от других методов диагностирования, которые в основном могут осуществлять только контроль за состоянием агрегата и определять неисправности.

В сельском хозяйстве за счет контроля уровня и спектра вибросигнала на работающем оборудовании предоставляется возможность обслуживать и ремонтировать технику по фактическому ее состоянию. Диагностика деталей и узлов машин проводится в рабочем состоянии, без их демонтажа. Исходя из результатов неоднократных измерений можно прогнозировать состояние деталей и узлов агрегатов до 6 месяцев.

По способу получения диагностической информации вибродиагностика подразделяется на функциональную и тестовую.

Функциональная диагностика проводится без нарушения режимов работы агрегата, т.е. при выполнении им своего рабочего функционала. Все измеряемые диагностические параметры, анализ полученных результатов и принятие решения выполняются раньше, чем они формируются по результатам оценки состояния, в случае, когда это необходимо, итоговое воздействие на объект (работа объекта останавливается или объект работает в другом функциональном режиме).

На современном этапе развития вибрационной диагностики, диагностирование коробки передач трактора производится при работающем оборудовании. В этом случае используемые системы вибродиагностики могут быть как стационарными, так и переносными. В связи с тем, что компьютеры получили основную роль в развитии систем виброконтроля, порядок проведения вибродиагностики при применении различных средств измерения вибросигнала практически одинаков:

1. Конфигурация диагностируемого объекта в программном обеспечении системы виброконтроля.

2. Определение параметров диагностирования объекта.

3. Определение точек для измерения вибрации на объекте.

4. Определение способа крепления вибродатчиков и подготовка мест крепления вибродатчиков.

5. Измерение показаний вибрации объекта (вибросигнала).

6. Обработка и дальнейший анализ измеренных показаний вибрации объекта.

7. Подготовка и определение технического состояния объекта.

В настоящее время поиск неисправностей посредством виброакустического метода в машиностроении является все более целесообразным, так как частная разборка неэкономична и нецелесообразна, а поддержание работоспособности механических передач имеет большое значение. Тем не менее у данного метода есть и недостатки, например высокая помеховосприимчивость.

Наибольшее распространение при исследованиях вибрационных процессов получили пьезоэлектрические и ёмкостные акселерометры. Их основными преимуществами являются: малая масса, высокая надежность, низкая чувствительность к изменению температур, линейность преобразования исходного сигнала и другие преимущества перед другими типами датчиков, например оптическими [7].

Современные приборы вибродиагностики, такие как анализатор вибрации двухканальный «Диана-2М» (виброанализатор), виброанализатор СД-23В, эффективно используются при балансировке вращающегося оборудования, но в связи с их немалой стоимостью целесообразно создать более дешевое и удобное в использовании средство вибродиагностики сельскохозяйственной техники.

В статье предложено использование микроконтроллерной платы Arduino для вибродиагностики коробки передач тракторов семейства МТЗ.

В состав измерительной системы входит следующее оборудование: емкостный акселерометр ВС 202, микроконтроллерная плата Arduino UNO, ноутбук с операционной системой не менее Windows XP, соединительные провода. В качестве программного обеспечения для работы с Arduino используется бесплатное программное обеспечение Arduino 1.8.7.

Емкостный акселерометр ВС 202 предназначен для измерения переменной и постоянной составляющей сигнала, в связи с чем он может использоваться как датчик линейных ускорений и датчик положения, а также регистрации сверхнизкочастотных колебаний.

Преимуществами данного акселерометра являются его многофункциональность и простота калибровки.

В табл. 1 представлены основные технические характеристики акселерометра ВС 202 [8].

Таблица 1

Основные технические характеристики акселерометра ВС 202

Параметр

Ед. измерения

Значение

Чувствительность

мВ/g

93,5

Частотный диапазон

Гц

до 500

Относительная поперечная чувствительность

%

≤ 4

Амплитудный диапазон

± 18

Собственные шумы, СКЗ, не более

mg

7

Диапазон измеряемых значений виброускорения

g

от 0,02 до 10

Выходное сопротивление, не более

Ом

500

Ток потребления, не более

мА

5

Напряжение питания

В

5

Уровень постоянного напряжения на выходе (в горизонтальном положении при 0 g)

мВ

1771

Материал корпуса

 

Нержавеющая сталь

Масса (без кабеля)

г

16

Микроконтроллерная плата Arduino UNO построена на ATmega328 и используется в измерительной схеме в качестве АЦП. На платформе расположены 14 цифровых вход/выходов, 6 аналоговых входов, кварцевый генератор 16 МГц, USB разъем, разъем питания, ICSP разъем и кнопка перезагрузки. Для проведения измерения необходимо подключить плату к ноутбуку через USB кабель, либо запитать плату при помощи адаптера на 220В, либо батареи.

В табл. 2 представлены основные характеристики микроконтроллерной платы Arduino UNO [9].

Таблица 2

Основные технические характеристики микроконтроллерной платы Arduino UNO

Параметр

Ед. измерения

Значение

Микроконтроллер

 

ATmega328

Рабочее напряжение

В

5

Входное напряжение (рекомендуемое)

В

7–12

Входное напряжение (предельное)

В

6–20

Цифровые входы/выходы

 

14 (6 из которых могут использоваться как выходы ШИМ)

Аналоговые входы

 

6

Постоянный ток через вход/выход

мА

40

Постоянный ток для вывода 3.3 В

мА

50

Флеш-память

Кб

32 (ATmega328), из которых 0.5 используются для загрузчика

ОЗУ

Кб

2 (ATmega328)

Тактовая частота

МГц

16

Схема подключения акселерометра ВС 202 к Arduino представлена на рис. 2.

gord2.tif

Рис. 2. Схема подключения акселерометра ВС 202 к Arduino UNO и ноутбуку

Акселерометр ВС 202 имеет три выхода – GND и VCC для питания и вывод аналогового сигнала, который подключается соединительными проводами к любому аналоговому входу, к примеру, А0, а GND и VCC акселерометра – к GND и 5V Arduino UNO соответственно. Плата Arduino UNO соединяется с ноутбуком через провод USB.

Основные преимущества использования микроконтроллерной платы Arduino UNO:

– малая стоимость;

– многообразие микроконтроллерных плат, отличающихся друг от друга размерами;

– простой язык программирования;

– справочники программного кода с большим количеством уже готовых скетчей.

В результате проведенного в статье исследования определен наиболее эффективный метод диагностирования коробки передач – вибродиагностирования.

Таким образом, в статье были выявлены наиболее изнашиваемые детали и сборочные единицы коробки передач. Описан порядок проведения диагностики и предложен метод вибродиагностирования коробки передач тракторов семейства МТЗ и на основе микроконтроллерной платы Arduino с использованием емкостного акселерометра ВС 202.


Библиографическая ссылка

Гордиенко В.В. АНАЛИЗ НЕИСПРАВНОСТЕЙ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРОВ СЕМЕЙСТВА МТЗ И МЕТОД ИХ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОЙ ПЛАТЫ ARDUINO // Научное обозрение. Технические науки. – 2019. – № 6. – С. 44-49;
URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1269 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674