Научный журнал
Научное обозрение. Технические науки
ISSN 2500-0799
ПИ №ФС77-57440

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ НА ФУТБОЛ С ПОМОЩЬЮ ДИАГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Журавлев А.А. 1 Аксенов К.А. 1
1 Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Цель диаграммы использования заключается в том, чтобы определить законченный аспект или фрагмент поведения некоторой сущности без раскрытия внутренней структуры этой сущности. В качестве такой сущности может выступать исходная система или любой другой элемент модели, который обладает собственным поведением, подобно подсистеме или классу в модели системы. В данной статье в качестве описываемой с помощью диаграммы использования системы выступает система продажи билетов на футбол. Она состоит из трех акторов: Клиента, Организатора и Администратора. Клиент представляет собой пользователя, который приобретает или сдает билеты / абонементы. В задачи Организатора входит формирование расписания на матчи. Администратор открывает доступ зарегистрированным Клиентам / Организаторам. В качестве материала исследования выступает программное обеспечение WhiteStarUML. В статье для исходной системы получены следующие результаты: построена диаграмма использования, которая включает Клиента, Организатора и Администратора, а также функции, которые каждый из этих акторов выполняет в данной системе; расписаны спецификации вариантов использования для функций каждого из акторов; сделаны соответствующие выводы по проделанной работе.
футбол
билет
продажи
система
описание
диаграмма использования
1. Гусев А.А. Использование диаграммы прецедентов для проектирования информационной системы «Интересный маршрут» // Молодой исследователь Дона. 2018. № 3. С. 48–52.
2. Диаграмма вариантов использования (use case diagram). [Электронный ресурс]. URL: http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/leon/gl4/gl4.html#:~:text=Диаграмма?%20вариантов?%20использования?%20является?%20исходным,процессе?%20ее?%20проектирования?%20и?%20разработки.&text=Определить?%20общие?%20границы?%20и?%20контекст,на?%20начальных?%20этапах?%20проектирования?%20системы (дата обращения: 12.07.2020).
3. Диаграммы вариантов использования. [Электронный ресурс]. URL: http://www. informicus.ru/default.aspx?SECTION=6&id=73&subdivisionid=4 (дата обращения: 12.07.2020).
4. Гради Буч, Джеймс Рамбо, Ивар Якобсон. Введение в UML от создателей языка. М.: Изд-во «ДМК Пресс», 2015. 496 с.
5. Крэг Ларман. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования. М.: Изд-во «Вильямс», 2019. 736 с.
6. Крэг Ларман. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования. Введение в объектно-ориентированный анализ, проектирование и итеративную разработку. М.: Изд-во «Вильямс», 2013. 736 с.
7. Хассан Гома. UML. Проектирование систем реального времени, распределенных и параллельных приложений, 2-е издание. М.: Изд-во «ДМК Пресс», 2011. 700 с.
8. Язык UML. Руководство пользователя, 2-е издание. М.: Изд-во «ДМК Пресс», 2007. 496 с.

Визуальное моделирование в UML можно представить как некоторый процесс поуровневого спуска от наиболее общей и абстрактной концептуальной модели исходной системы к логической, а затем и к физической модели соответствующей программной системы [1]. Для достижения этих целей вначале строится модель в форме диаграммы вариантов использования, которая описывает функциональное назначение системы или, другими словами, что система будет делать в процессе своего функционирования [2]. Диаграмма вариантов использования является исходным концептуальным представлением или концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки [3].

В данной статье объектом исследования является система продажи билетов на футбол. Для данной системы необходимо выполнить следующее:

– построить диаграмму использования, которая включает Клиента, Организатора и Администратора, а также функции, которые каждый из этих акторов выполняет в данной системе;

– расписать спецификации вариантов использования для функций каждого из акторов.

Цель данной статьи – построить и описать модель системы продажи билетов на футбол с помощью диаграммы использования, раскрыть спецификации вариантов использования.

В качестве материала исследования выступает программное обеспечение WhiteStarUML.

В статье используется эмпирический метод исследования, поскольку основной источников результатов – анализ данных.

Описание моделируемой системы

Разрабатываемая система представляет собой программный комплекс для продажи билетов на футбол. Данная система позволяет покупать и сдавать билеты и абонементы на матчи, проходящие на одном стадионе с нумерованными местами.

Система имеет три вида пользователей: Клиент, Организатор и Администратор. Клиент представляет собой пользователя, который приобретает или сдает билеты / абонементы. В задачи Организатора входит формирование расписания на матчи. Администратор открывает доступ зарегистрированным Клиентам / Организаторам.

Клиент имеет возможность выбирать тип места (VIP или обычное место) в зависимости от своих предпочтений. Кроме этого, он может узнавать расписание предстоящих матчей и наличие свободных билетов / абонементов. После изучения расписания и выбора места на матч Клиент приобретает билет / абонемент, и информация об успешной покупке билета / абонемента поступает в базу данных, которая хранится на сервере Администратора.

Организатор имеет возможность вносить корректировки в существующее расписание, а также получать отчеты о продажах билетов на тот или иной матч (информация хранится на сервере Администратора).

Администратор также обеспечивает интеграцию между системой и банковским центром, с помощью которого осуществляется оплата за билет.

Таким образом, основная цель разрабатываемой системы – обеспечение удобного, быстрого и качественного взаимодействия между организаторами и клиентами для продажи / сдачи билетов / абонементов на футбольные матчи.

Разработка диаграммы использования

Диаграмма вариантов использования предназначена для моделирования представления системы с точки зрения вариантов использования и действующих лиц в их взаимодействии. Варианты использования понимаются как множество возможных последовательной действий (событий), приводящих к значимому для действующего лица результату [4].

С помощью WhiteStarUml в соответствии с техническим заданием разработана диаграмма использования, которая представлена на рис. 1–3 для каждого из акторов системы продажи билетов на футбол [5; 6].

gurav1.tif

Рис. 1. Диаграмма использования для Клиента

gurav2.tif

Рис. 2. Диаграмма использования для Организатора

gurav3.tif

Рис. 3. Диаграмма использования для Администратора

Представленная выше диаграмма содержит три вида акторов: Клиент, Организатор и Администратор.

Клиент системы может выполнить следующие функции:

1. Зарегистрироваться.

2. Авторизоваться.

3. Узнать расписание.

4. Купить билет / абонемент (включает проверку на наличие свободных мест и содержит расширение в виде выбора типа места (VIP или обычное место)).

5. Сдать билет / абонемент.

Функции организатора:

1. Зарегистрироваться.

2. Авторизоваться.

3. Сформировать расписание (включает функцию «Корректировать расписание»).

4. Сообщить о наличии (содержит расширение проверить наличие билетов / абонементов).

5. Получить отчет (по матчу / сезону).

Функции администратора:

1. Авторизоваться.

2. Открыть доступ.

3. Сформировать отчет (по матчу / сезону).

4. Обеспечивать взаимодействие между системой и банковским центром.

Разработанная диаграмма имеет следующие типы соединений:

1. Ассоциация, которая указывает, что субъект принимает участие в варианте использования.

2. Включение (include), использующееся для того, чтобы показать, как разбить вариант использования.

3. Расширение (extend), показывающее, что вариант использования расширяет базовую последовательность действий и вставляет собственную последовательность.

Виды кратности ассоциаций [7; 8]:

– 1 – чтобы указать, что только один экземпляр этой роли может участвовать в каждой связи.

– 1..* – чтобы указать, что в каждой связи может участвовать один или несколько экземпляров этой роли.

– 0..1 – чтобы указать, что участие не является обязательным.

– * – чтобы указать, что в связи участвует 0 или более экземпляров этой роли.

Спецификация вариантов использования

В разработанной диаграмме используются следующие компоненты:

Имя прецедента (= Зарегистрироваться);

ID прецедента = 1;

Краткое описание – регистрация пользователя (Клиента, Организатора) в системе продажи билетов на футбол;

Акторы – Клиент, Организатор;

Предусловия – наличие кнопки «Регистрация»;

Основной поток – нажатие на кнопку «Регистрация» в случае если пользователь не зарегистрирован, выбор статуса пользователя (Клиент или Организатор), ввод данных;

Постусловия – авторизация пользователя в системе продажи билетов на футбол.

Имя прецедента (= Авторизоваться);

ID прецедента = 2;

Краткое описание – авторизация пользователя (Клиента, Организатора, Администратора) в системе продажи билетов на футбол;

Акторы – Клиент, Организатор, Админ- истратор;

Предусловия – наличие кнопки «Войти в систему»;

Основной поток – нажатие на кнопку «Регистрация», выбор статуса пользователя (Клиент или Организатор), ввод данных, авторизация;

Постусловия – возможность пользоваться соответствующими функциями сервиса в зависимости от статуса пользователя (Клиент или Организатор).

Имя прецедента (= Узнать расписание);

ID прецедента = 3;

Краткое описание – Клиент узнает расписание интересующего матча;

Акторы – Клиент;

Предусловия – авторизованный Клиент, наличие расписания матчей;

Основной поток – Клиент узнает расписание интересующего матча;

Постусловия – Клиент может приступить к покупке билета / абонемента на интересующий его матч.

Имя прецедента (= Купить билет / абонемент);

ID прецедента = 4;

Краткое описание – Клиент покупает билет / абонемент;

Акторы – Клиент;

Предусловия – Клиент узнал расписание на матч / матчи, и билет / абонемент имеется в наличии;

Основной поток – Прецедент содержит следующие этапы:

– Клиент нажимает на кнопку «Купить билет / абонемент».

– Система проверяет наличие билетов / абонементов и отправляет пользователю соответствующее сообщение; в случае если билеты отсутствуют, Клиент не имеет возможности посетить выбранный матч.

– Клиент выбирает тип места (VIP или обычное место).

– Клиент оплачивает билет / абонемент.

– Клиент получает билет / абонемент.

Постусловия – Клиент получает возможность посетить матч / сезон.

Имя прецедента (= Сдать билет / абонемент);

ID прецедента = 5;

Краткое описание – Клиент сдает билет / абонемент;

Акторы – Клиент;

Предусловия – У Клиента есть купленный ранее билет;

Основной поток – Клиент сдает билет / абонемент в случае, если он больше не хочет идти на футбольный матч;

Постусловия – Другой Клиент получает возможность приобрести сданный билет.

Имя прецедента (= Сформировать рас- писание);

ID прецедента = 6;

Краткое описание – Организатор формирует расписание на матчи;

Акторы – Организатор;

Предусловия – Авторизованный Орга- низатор;

Основной поток – Организатор формирует расписание на матчи; в случае если матч терпит какие-то изменения в расписании, Организатор имеет возможность его скорректировать;

Постусловия – Клиенты имеют возможность узнать расписание на интересующие их матчи.

Имя прецедента (= Сообщить о на- личии);

ID прецедента = 7;

Краткое описание – Организатор сообщает о наличии / отсутствии свободных билетов / абонементов;

Акторы – Организатор;

Предусловия – авторизованный Орга- низатор;

Основной поток – Организатор сообщает о наличии / отсутствии свободных билетов / абонементов;

Постусловия – Клиент узнает информацию о наличии / отсутствии свободных билетов / абонементов.

Имя прецедента (= Получить отчет);

ID прецедента = 8;

Краткое описание – Организатор получает отчетность по матчам (количество проданных билетов и пр.);

Акторы – Организатор;

Предусловия – Администратор сформировал отчет по матчу / сезону, который хранится в базе данных;

Основной поток – Организатор получает отчетность по матчу / сезону;

Постусловия – Организатор может сделать выводы по проделанной организаторской работе.

Имя прецедента (= Открыть доступ);

ID прецедента = 9;

Краткое описание – открытие доступа администратором зарегистрированным пользователям;

Акторы – Администратор;

Предусловия – Администратор авторизовался в системе;

Основной поток – открытие доступа администратором зарегистрированным пользователям;

Постусловия – получившие доступ пользователи получают возможность использовать соответствующие функции сервиса в зависимости от статуса пользователя (Клиент или Организатор).

Имя прецедента (= Обеспечить интеграцию с банком);

ID прецедента = 10;

Краткое описание – Администратор обеспечивает взаимодействие с банковским центром, который позволяет провести оплату за билет / абонемент;

Акторы – Администратор;

Предусловия – Администратор авторизовался в системе;

Основной поток – обеспечение интеграции с банком для возможности оплаты за билет / абонемент;

Постусловия – Клиент имеет возможность произвести оплату.

Имя прецедента (= Сформировать отчет);

ID прецедента = 11;

Краткое описание – формирование отчета по матчу / сезону, который будет храниться в базе данных;

Акторы – Администратор;

Предусловия – матч / сезон проведен;

Основной поток – Администратор формирует отчет по прошедшему матчу / сезону, который хранится в базе данных;

Постусловия – Организатор имеет возможность получить отчетность по матчу / сезону.

Заключение

В данной статье проведена работа с моделью системы продажи билетов на футбол с помощью программного обеспечения WhiteStarUML. Данная система включает в себя трех акторов (Клиента, Организатора и Администратора), а также их функции.

Для данной системы выполнено следующее:

– построена диаграмма использования, которая включает Клиента, Организатора и Администратора, а также функции, которые каждый из этих акторов выполняет в данной системе;

– расписаны спецификации вариантов использования для функций каждого из акторов.


Библиографическая ссылка

Журавлев А.А., Аксенов К.А. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ НА ФУТБОЛ С ПОМОЩЬЮ ДИАГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Технические науки. – 2020. – № 4. – С. 35-40;
URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1300 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674