Современный этап развития общества характеризуется стремительным внедрением технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Одной из основных задач применения данных технологий является упрощение таких функций пользователя, как поиск новой информации, выполнение расчетов, коммуникация с другими людьми, заказ товаров и услуг и др. Однако, составляя план по разработке какого-либо продукта, необходимо понимать тенденции современного рынка и потребности людей. Это позволит либо модернизировать существующие программные продукты, либо реализовать новые программные решения.
Поскольку смартфонами пользуется большое количество людей, одним из популярных направлений является проектирование и разработка мобильных приложений. Рынок мобильных приложений сегодня востребован среди компаний разных сегментов. Мобильные приложения становятся полноценной заменой сайтов, так как на смартфоне удобно выполнять различные действия.
По оценке Criteo, через мобильные приложения пользователи за сеанс просматривают в 4 раза больше товарных позиций, чем через адаптивный сайт [1]. Мобильные приложения позволяют задействовать функционал смартфона (камеру, микрофон, инструменты определения местоположения, PUSH-уведомления), определить местоположение пользователя. Мобильные приложения пользуются спросом в таких отраслях, как продажа одежды, книг, детских товаров, продуктов питания и т.д. При этом пользователи смотрят скидки на товары и услуги, анализируют цены и выбирают лучшие предложения.
Цель исследования: раскрытие особенностей и описание процесса разработки мобильного приложения, предоставляющего пользователям информацию о стоимости и скидках на печатные издания на территории РФ. Важными функциями данного приложения является возможность оформления, оплаты необходимого товара и выбор способа доставки.
Материалы и методы исследования
Для постановки цели нашей работы мы выяснили, какие функции смартфона интересуют пользователей. Результаты опроса представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты опроса пользователей
Рис. 2. Результаты опроса с целью выявления требований к программному продукту
Результаты опроса показывают, что все без исключения пользователи используют смартфон для коммуникации. При этом второй по популярности функцией смартфона является организация досуга.
Далее нами был проведен опрос покупателей с целью выявления требований к программному продукту «Агрегатор скидок на печатные издания». Результаты опроса представлены на рис. 2.
Результаты опроса позволяют сделать вывод, что стоимость книг превышает возможности некоторых покупателей. Кроме того, отсутствие времени для отслеживания скидок и высокая стоимость товара в магазинах приводит к снижению спроса на книги и другие печатные издания. Разработка мобильного приложения для Android (одной из самых популярных мобильных операционных систем), которое предоставит пользователям возможность удобно отслеживать динамику изменения цен на печатные издания на территории нашей страны, позволит решить данную проблему.
Основные этапы выполнения проекта представлены в таблице.
Этапы выполнения проекта
Название этапа |
Начальная дата |
Конечная дата |
Анализ мирового рынка ИТ |
01.03.2020 |
03.03.2020 |
Анализ рынка ИТ в России |
04.03.2020 |
06.03.2020 |
Обзор и анализ рынка мобильных приложений |
06.03.2020 |
09.03.2020 |
Изучение функций аналогичных продуктов |
10.03.2020 |
15.03.2020 |
Проведение опросов |
17.03.2020 |
23.03.2020 |
Изучение информации по теме «Аналитика IT-продукта» |
22.03.2020 |
28.03.2020 |
Изучение информации, выявление бизнес-целей и создание стратегии их достижения |
28.03.2020 |
29.03.2020 |
Формулирование требований к программному продукту |
30.03.2020 |
20.05.2020 |
Планирование проекта |
31.03.2020 |
10.05.2020 |
Составление дерева функций продукта |
09.04.2020 |
10.04.2020 |
Создание прототипа интерфейса |
10.04.2020 |
11.04.2020 |
Данные этапы визуально представлены в виде диаграммы Ганта [2; 3]. Эти этапы отображены на рис. 3.
Рис. 3. Диаграмма Ганта
Проектирование мобильного приложения «Агрегатор скидок» занимает месяц. За этот срок были определены функции мобильного приложения, представлен прототип и выбраны средства разработки.
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения функций мобильного приложения создадим диаграмму прецедентов, посредством которой можно определить требования к разрабатываемому приложению [4]. На данной диаграмме отображены основные действия покупателя (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма прецедентов
1. Покупатель вводит значение в строку «Поиск по названию или автору».
2. Покупатель видит список товаров с ценовыми показателями.
3. Покупатель может занести нужный товар в список «Избранные». В этом случае ему на телефон приходит уведомление о скидках на данных товар.
4. Пользователь должен иметь возможность выбора и удаления книг (и иных товаров) из списка «Избранное».
5. Покупатель может оформить покупку онлайн.
6. Покупатель может оплатить покупку онлайн и оформить доставку.
С помощью диаграммы активности была определена логика работы мобильного приложения (рис. 5).
Рис. 5. Диаграмма активности
Таким образом, на экране приложения должна быть представлена информация о выбранных товарах, их количестве, актуальной скидке и сумме к оплате для каждого пользователя. Приложение должно выводить на экран предупреждение, сообщающее о несовпадении реальной итоговой суммы и суммы, введенной покупателем. Согласно данным требованиям, был разработан интерфейс мобильного приложения (рис. 6).
На этапе реализации программного кода планируется кодирование отдельных компонент приложения в соответствии с разработанным техническим проектом. Средства, которые могут быть применены, в значительной степени зависят от того, какие подходы были использованы во время проектирования и, кроме этого, от степени проработанности технического проекта. Тем не менее среди средств разработки программного кода необходимо выделить язык Java. Разработку планируется реализовывать в Android Studio – интегрированной среде разработки мобильных приложений под операционную систему Android [5]. В процессе разработки необходимо акцентировать внимание на таких функциях мобильного приложения, как:
- удобство загрузки на смартфон;
- наличие ассортимента для выбора пользователем интересующего его товара;
- наличие приятного интерфейса;
- постоянное обновление информации;
- предоставление нескольких видов оплаты;
- наличие удобной системы оповещений, которую пользователь может включать по своему желанию.
Оценим возможные риски, которые могут возникнуть при реализации данного проекта. Под риском понимают негативные события и их величины, отражающие потери, убытки или ущерб от процессов или продуктов, вызванные дефектами при проектировании требований, недостатками обоснования проектов ПС, а также при последующих этапах разработки, реализации и всего жизненного цикла комплексов программ [6]. В нашем случае к основным рискам можно отнести:
– недостаточный интерес к приложению со стороны пользователей;
– отказ поставщиков печатных изданий от сотрудничества;
– возникновение сложностей в процессе разработки продукта в Android Studio.
Негативные последствия первых двух рисков можно предотвратить посредством рекламы программного продукта. Третий риск предполагает обращение за помощью к менторам. Учет рисков необходим для планирования возможных затрат на реализацию проекта и определение конечных сроков завершения работы.
Рис. 6. Прототип интерфейса мобильного приложения
Заключение
Программный продукт разработан и удовлетворяет всем требованиям заказчика. В дальнейшем планируется повысить эффективность поиска книжных изданий с помощью кэширования запроса, повторного использования плана запроса к БД.
Разработанное мобильное приложение позволит пользователю оперативно получать информацию о стоимости и скидках на печатные издания на территории РФ, оформить и оплатить покупку онлайн, выбрать способ доставки.