Scientific journal
Scientific Review. Technical science
ISSN 2500-0799
ПИ №ФС77-57440

STANDARDIZATION OF REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION’S APPLICATION INFORMATION SYSTEMS TO BE INTEGRATED INTO A SINGLE DOCUMENT MANAGEMENT SYSTEM

Sysoeva L.A. 1
1 Russian State University for the Humanities
The requirements and recommendations of international and national standards for the creation of a system of document management on the whole organization based on a process approach are considered. This study is due to the need to include the document management system in the general management system of the organization, which is possible only if the requirements and characteristics of document management systems, management systems and technologies for monitoring and monitoring the implementation of the required indicators are harmonized. A series of ISO 3030X standards based on a process approach have been developed to meet these objectives. In the practice of process management, several approaches are used by organizations to improve processes, including the gradual approach (PDCA), which was recommended by ISO 30300. In the article, normative support of the document management system is considered consisting of three blocks: conceptual, structural-functional and methodological. A structural diagram of the document management system is presented based on the PDCA continuous process improvement model with indication of regulatory documents regulating the implementation of management processes. A list of requirements and accompanying documents for information applications already operating in the organization, which perform the functions of documenting processes, has been compiled for inclusion in a single management system in accordance with the recommendations of ISO 30302. Requirements and documents recording process regulations, their characteristics, resources and results are grouped according to management steps in the PDCA model (description of the organizational environment and its impact; planning; maintenance/operation/operations; evaluation; improvement).
process approach in management
process improvement methods
document management system
standardization of information systems requirements

Выполняемые в настоящее время проекты в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] включают задачи по внедрению и совершенствованию систем управления документами (СУД).

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 30300 под управлением документами понимается «область менеджмента, обеспечивающая эффективное и систематическое создание, получение, сохранение, использование, передачу на архивное хранение или уничтожение документов, в том числе включение документов в систему и сохранение информации о деловой деятельности и операциях» [2, с. 9]. Следовательно, СУД должна рассматриваться как компонент единой системы менеджмента организации, что позволяет:

- оптимизировать деловые процессы и информационные ресурсы организации на основе включения процессов управления документами в единую систему менеджмента;

- осуществлять мониторинг и оценку документированной информации, используемой для поддержки принятия решений, средствами СУД;

- унифицировать требования к документным системам и контролю над их функ- ционированием.

Одним из принципов применения системы управления документами является процессный подход [2], который предполагает:

- определение политики и целей в области управления документами;

- формирование требований к документным процессам с учетом всех заинтересованных сторон и деловых процессов, в ходе которых выполняется документирование;

- регулярный мониторинг и анализ эффективности СУД;

- постоянное улучшение СУД на основе объективных измерений.

Под документными процессами понимаются процессы, выполняемые в ходе жизненного цикла документа: создание, использование, определение условий доступа, хранение, уничтожение [2].

Особенность процессного подхода при реализации управления документами проявляется в следующем:

- с одной стороны, деловой процесс сопровождается документированием, который влечет необходимость управления жизненным циклом документов, т.е. выполняется управление документными процессами;

- с другой стороны, документ может рассматриваться как объект управления при планировании, организации, выполнении и совершенствовании делового процесса, в этом случае функции мониторинга, контроля, оценки документов выполняет система управления документами.

Если в первом случае важна реализация, например, технологии создания документа на определенном этапе делового процесса, то во втором – важны характеристики процесса создания документа и организация мониторинга и контроля над выполнением требований к процессу.

Задача включения системы управления документами в состав корпоративной системы менеджмента стоит в настоящее время перед многими организациями, что определяет актуальность проведения обзора нормативных документов, регламентирующих подходы к интеграции имеющихся в организации СУД на уровне отдельных процессов в единую систему управления документами.

Цель исследования: рассмотреть требования и рекомендации международных и отечественных стандартов к созданию системы управления документами в масштабе организации в целом на основе процессного подхода.

Материалы и методы исследования

Единое информационное пространство организации включает интегрированную совокупность прикладных информационных систем и автоматизированных систем управления, объединенных общими корпоративными целями и задачами, которые доступны всем участникам этого пространства для получения, обмена и совместного использования информационных ресурсов. Система управления документами организации как часть единого информационного пространства, с учетом процессного подхода к управлению [3, 4], может быть представлена в виде совокупности СУД, функционирующих на уровне отдельных основных, обеспечивающих, управленческих процессов (рис. 1).

sisoev1.wmf

Рис. 1. Структурная схема системы управления документами организации с учетом классификации процессов

При создании СУД на уровне организации в целом, а затем для интеграции ее в общую систему менеджмента необходимо:

- сформировать единые требования, характеристики СУД на уровне отдельных процессов;

- выделить общие требования для всех систем менеджмента организации относительно работы с документами, что обеспечит их совместимость;

- разработать технологию контроля соответствия текущих показателей СУД установленным требованиям и характеристикам, как на уровне отдельных систем, так и на уровне организации в целом.

Для решения данных задач целесообразно применять требования и рекомендации международных и отечественных стандартов серии ИСО 3030Х [2, 5, 6], регламентирующих процессы cистем управления документами.

При исследовании будет применяться модель непрерывного улучшения процессов Шухарта – Деминга PDCA [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Нормативное обеспечение СУД можно разделить на три блока:

– концептуальный: формирование концепции, положений, терминологии (ИСО 30300);

- структурно-функциональный: требо- вания к системе управления документами (ИСО 30301, ИСО 30303);

- методический: руководства по реализации основных компонентов системы управления документами (ИСО 30302, ИСО 30304).

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 30300-2015 управление документами в организации выполняется посредством системы управления документами (СУД), которая должна быть интегрирована с системой управления организацией и документной системой, обеспечивающей управление процессами жизненного цикла документов и доступ к ним в течение установленного периода времени (рис. 2).

sisoev2.wmf

Рис. 2. Структурная схема взаимосвязи системы управления документами с документными процессами по методологии ГОСТ Р ИСО 30300-2015

sisoev3.wmf

Рис. 3. Структурная схема системы управления документами на основе модели PDCA с указанием нормативных документов, регламентирующих процессы управления

В функции СУД входит реализация руководящих и контролирующих процессов: формирование характеристик организационной среды; определение обязательств и функций руководства; планирование задач управления документами и определение рисков; координация задач управления; оценка выполняемых процессов; совершенствование системы управления документами.

Документная система – это информационная система, обеспечивающая управление документами и доступ к ним в течение их жизненного цикла [2].

Таким образом, функции управления документами, входящие в сферу менеджмента организации, реализуются системой управления документами и документной (информационной) системой [5, 8].

Структурная схема СУД на основе модели непрерывного улучшения процессов PDCA и наборы стандартов, которые регламентируют выполнение процессов управления, представлены на рис. 3.

Сформируем перечень требований и сопровождающих документов для уже функционирующих в организации прикладных информационных систем, которые выполняют функции документирования процессов, с целью включения их в единую систему управления документами в соответствии с рекомендациями ИСО 30302 (таблица).

Перечень требований и документов, необходимых для включения прикладных информационных систем организации в единую СУД в соответствии с ИСО 30302

Этап управления (модель PDCA)

Группы требований

Документы

Описание организационной среды

Внутренние и внешние факторы

1. Перечень внутренних и внешних факторов деловых процессов, обеспечиваемых ИС.

2. Источники информации о внутренней и внешней среде предметной области ИС.

3. Перечень заинтересованных сторон и групп пользователей ИС.

4. Влияние информационно-технической инфраструктуры и информационной архитектуры на доступность ИС и документов.

5. Влияние правовых инструментов на документные процессы и средства управления документами

Деловые, правовые и иные требования

1. Перечень применяемых законодательных, нормативных актов при создании документов и управления ими.

2. Перечень применяемых нормативных актов при кодифицировании информации в документах и управлении ими.

3. Соблюдение требований по обеспечению конфиденциальности документов.

4. Требования к СУД со стороны деловых процессов

Область применения

1. Перечень функций ИС и подразделений организации, участвующих в функционировании системы и являющихся ее пользователями.

2. Перечень внешних организаций, охватываемых ИС, и их взаимосвязь с подразделениями организации.

3. Описание процесса интеграции ИС с СУД и другими системами управления.

4. Перечень процессов и функций ИС, выполняемых другими организациями (аутсорсинг)

Руководство

Политика управления документами

Утвержденная политика управления документами является официальным документом, локальным нормативным актом

Организационные функции, ответственность и полномочия

Распределение ответственности за утверждение и поддержку политики управления документами в организации (руководитель от высшего руководства; руководители структурных подразделений; специалисты в области управления; системные администраторы; ИТ-сотрудники; сотрудники подразделений).

Распределение обязанностей при внедрении и реализации СУД

Окончание таблицы

Этап управления (модель PDCA)

Группы требований

Документы

Планирование

Задачи управления документами и планирование их выполнения

1. Риски, связанные с документами и ИС, их анализ и оценка.

2. Документирование действий, которые должны быть предприняты в отношении рисков.

3. Документирование основных задач управления документами в ИС.

4. План включения ИС в СУД

Обеспечение

Ресурсы.

Компетентность участников.

Обмен информацией

1. Перечень программно-технического обеспечения ИС, необходимой инфраструктуры. Трудовые ресурсы ИС.

2. Требования к профессиональному уровню лиц, ответственных за разработку, внедрение и сопровождение документных процессов.

3. Наличие программ обучения и повышения квалификации в сфере документных процессов.

4. Документирование способов информационного обмена как на внутрикорпоративном, так и межорганизационном уровне по вопросам СУД

Функционирование / Оперативная деятельность

Внедрение и функционирование документных систем.

Оперативное планирование и контроль

1. Документирование этапов жизненного цикла документов, входящих в сферу ИС.

2. Диаграммы деловых процессов с выделением действий над документами. Описание документов, связанных с деловыми процессами.

3. Описание метаданных документов, документных процессов.

4. Описание правил предоставления доступа к документам.

5. Описание правил отбора и передачи документов на оперативное, длительное хранение или уничтожение.

6. Правила и регламенты доступа к ИС и информационным ресурсам.

7. Средства управления документами в ИС.

8. Анализ процессов в ИС

Оценка

Мониторинг, измерение, анализ и оценка

1. Методы и инструментальные средства мониторинга, измерений, анализа и оценки документных процессов, средств управления документами и ИС.

2. Графики проведения мониторинга и измерений.

3. Статистические результаты мониторингов и измерений.

4. Оценка производительности ИС, документных процессов с целью эффективной интеграции с СУД.

5. Процедуры оценки, критерии и показатели оценки работы ИС, документных процессов. Результаты оценки.

6. Программа проведения внутреннего аудита системы для оценки соответствии ее требованиям и/или изменениям в политике и задачам управления документами.

7. Анализ системы руководством организации.

8. Отчет по внутреннему аудиту

Совершенствование

Контроль несоответствий и корректирующие действия

1. Отчет по выявленным несоответствиям в ИС, документных процессах.

2. Описание корректирующих мер, которые необходимо выполнить.

3. Оценка корректирующих мер по устранению причин выявленных отклонений в документных процессах.

4. План по упреждающим действиям.

5. Документы, подтверждающие принятие упреждающих действий

Заключение

Включение управления документами в сферу менеджмента организации и стандартизация функций СУД позволяет:

- обеспечивать достоверность, аутентичность, целостность документов за счет выполнения процессов создания, управления и доступа к корпоративной информации в рамках системы менеджмента организации;

- регламентировать виды деятельности по управлению документами;

- применять верифицируемый подход к управлению документами и документным процессам, связанным с деятельностью других систем менеджмента;

- создать основу для оценки документов, документных процессов;

- сформировать направление по постоянному улучшению работы организации на основе интегрированной системы менеджмента;

- создавать надежные, защищенные, соответствующие установленным требованиями документные системы, системы электронного документооборота;

- сформировать единый подход к управлению документами в масштабе организации в целом.