В век информационных технологий очень важно внедрять различные программные средства во всех сферах, а тем более в малом бизнесе, так как это позволяет организации максимизировать прибыль.
Управление ассортиментом товаров позволит повысить показатели выручки и, соответственно, прибыли, а также сократить расходы.
Повышение показателей прибыли является основой успешности экономической деятельности коммерческой организации. Система для автоматизации деятельности по формированию ассортимента товаров ООО «Эллада» позволит облегчить процесс принятия управленческих решений, а также более эффективно управлять экономической деятельностью организации.
Целью статьи является раскрытие содержательных и технологических особенностей использования UML-моделирования информационной системы для автоматизации формирования ассортимента товаров на примере ООО «Эллада».
Материалы и методы исследования
Для разработки проекта «Информационная система для автоматизации управления ассортиментом товаров» используется объектно-ориентированная методология проектирования информационных систем, UML-моделирование предметной области.
Результаты исследования и их обсуждение
Информационная система направлена на использование её в торговом предприятии, а именно в ООО «Эллада».
Организация осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами. Торговая деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения, а именно продуктов питания.
Организационная структура управления ООО «Эллада», которая включает состав всех подразделений организации, представлена на рис. 1.
Из рисунка можно сделать вывод о том, что организационная структура в ООО «Эллада» является линейно-функциональной, потому что управление осуществляется с помощью трёх уровней: высшего (директор), среднего (заведующая) и низшего (старший продавец). Исполнителями являются продавцы.
В данной предметной области документооборот включает в себя информацию о следующих компонентах: товары, ассортимент товаров, стоимость товаров, поставщики, покупатели.
Если у организации будет возможность формировать и просматривать отчёт о самых продаваемых товарах по каждому из отделов и в целом по магазину, это позволит максимизировать выручку и, соответственно, прибыль, потому что руководитель, исходя из данного отчёта, будет более эффективно управлять своим предприятием.
Эффективность заключается в следующем:
− система формирует отчёт о продажах товаров по каждому из отделов и в целом по магазину, выделяя самые продаваемые из них;
− руководитель просматривает данный отчёт и принимает на основании данных из него управленческое решение;
− благодаря работе информационной системы и руководителя, происходит прирост выручки;
− прибыль также растёт на основании роста выручки, а значит, основная цель работы коммерческой организации эффективно достигается.
Если добавить в систему отчёт по остаткам товаров на складе, это позволит отслеживать запасы и вовремя заказывать товары у поставщиков.
Также можно расширить функционал системы, добавив в неё расширенный отчёт по всем отделам магазина, какой отдел приносит наибольшую выручку и какой самый популярный товар в каждом отделе. Кроме того, можно добавить уведомление пользователя системой о подходящем к концу сроке годности товара, чтобы сделать скидку на него и не потерять выручку.
Схема работы информационной системы представлена на рис. 2.
Рис. 1. ОСУ ООО «Эллада»
Рис. 2. Схема работы ИС
Из рисунка можно сделать вывод о том, что в систему будет добавляться некая информация, т.е. данные обо всех товарах, продаваемых в магазине, их цене, стоимости, количестве, производителе, а также информация о поставщиках и покупателях.
После добавления информации система комплектует все данные и собирает их в единый отчёт, необходимый пользователю. На выбор предоставляется:
− отчёт по продаваемым товарам;
− выручка.
− валовая прибыль по отделам;
− сроки годности;
− отчёт о минимальном количестве товаров;
− остатки на складе.
Также на основании информации о товарах, а именно сроках годности, пользователю будет приходить уведомление о том, что срок годности определённого товара подходит к концу, для того, чтобы реализовать этот товар хотя бы со скидкой.
Следовательно, данная система позволяет комплексно отслеживать и в дальнейшем планировать деятельность организации на основании отчётов, создаваемых этой информационной системой.
Для конкретизации требований к системе построим диаграмму вариантов использования. Вариант использования представляет собой последовательность действий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом) [1]. Диаграмма вариантов использования описывает, с точки зрения действующего лица, группу действий в системе, которые приводят к конкретному результату. Варианты использования являются описаниями типичных взаимодействий между пользователями системы и самой системой [2, 3].
На рис. 3 и 4 представлены диаграммы вариантов использования ИС.
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что информационную систему будут использовать четыре пользователя: системный администратор, директор, заведующая и старший продавец. Каждый пользователь проходит авторизацию и, соответственно, будет видеть то, что доступно только для его учётной записи.
Рис. 3. Диаграмма вариантов использования ИС для администратора и директора магазина
Рис. 4. Диаграмма вариантов использования для заведующей магазином и старшего продавца
Рис. 5. Диаграмма последовательности
Системный администратор запускает программу в режиме «Конфигуратор», авторизуется и входит в систему. Он имеет все права на создание объектов и их проверку, распределение прав доступа на объекты системы, а также настройку интерфейсов, соответственно, администратор выполняет все эти действия в программе.
Директор запускает программу, проходит процедуру авторизации и входит в систему. Затем он выбирает любой отчёт из тех, что представлены в системе и доступны для его роли, смотрит и думает о том, какое управленческое решение принять в той или иной ситуации (поручение заказывать больше самого продаваемого товара и, наоборот, если товар не продаётся, заказывать его меньше или совсем не заказывать) или же думает о том, как увеличить выручку, исходя из данных сводного отчёта по всем отделам.
Заведующая магазином также запускает программу, проходит авторизацию и входит в систему. После этого она получает сообщение о подходящем к концу сроке годности какого-либо товара, если такие товары есть на складе. Когда сообщение будет получено, заведующая может принять решение о скидке на данный товар, чтобы не терять выручку от реализации товара полностью, которое затем передаст директору. Также она будет открывать документ «Продажи» и заполнять его данными для того, чтобы впоследствии формировался отчёт. Заведующей магазина будут доступны и другие отчёты программы по товарам и их реализации, на основании данных из отчётов будут приниматься соответствующие решения возникающих проблем.
Старший продавец запускает программу, проходит процедуру авторизации и входит в систему. Данному пользователю будет доступен отчёт о самых продаваемых товарах для того, чтобы иметь возможность делать заявку на конкретные товары и, наоборот, заказывать у поставщиков меньше тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей. Также старший продавец открывает документ «Поступление товара» и вносит туда сведения о поступивших товарах. Кроме того, старший продавец устанавливает скидки на товары в документе «Продажи», если директором было принято такое решение. А также, просматривая другие отчёты по результатам деятельности магазина, старший продавец может предложить свои решения проблем директору и заведующей.
Следующим шагом в проектировании информационной системы является построение диаграмм последовательности, которые моделируют взаимодействия между объектами в едином сценарии использования. Они иллюстрируют, как различные части системы взаимодействуют друг с другом для выполнения функции, а также порядок, в котором происходит взаимодействие при выполнении конкретного случая использования.
Диаграмма последовательности относится к диаграммам взаимодействия UML, описывающим поведенческие аспекты системы, но рассматривает взаимодействие объектов во времени. Схема последовательности построена таким образом, что она представляет собой временную шкалу, которая начинается сверху и постепенно опускается, чтобы отметить последовательность взаимодействий. Каждый объект имеет колонку, а сообщения, которыми обмениваются между собой, представлены стрелками [4, 5].
Для примера продемонстрируем диаграмму последовательности для случая использования информационной системы ролью «Старший продавец» (рис. 5).
На диаграмме видно, что взаимодействие между пользователем «Старший продавец» и информационной системой для автоматизации деятельности по формированию ассортимента товаров ООО «Эллада» осуществляется в следующей последовательности:
− старший продавец запускает программу, ИС в ответ выводит окно и запрашивает данные для авторизации;
− старший продавец вводит данные для авторизации, т.е. выбирает из списка свою роль и вводит пароль к учётной записи, если данные верны, система позволяет выполнить вход;
− старший продавец входит в систему под своей ролью, система выводит на экран главную страницу, настроенную под данную роль;
− старший продавец открывает документ «Поступление товара», система в ответ выводит на экран форму данного документа. Затем старший продавец вносит в данный документ сведения о поступивших в магазин товарах, система в ответ хранит в базе данных эти сведения;
− старший продавец на основании решений руководящих лиц устанавливает скидки на товары с истекающим сроком годности (для этого открывает документ «Продажи», система отвечает выводом на экран данного документа), система же хранит именно эту цену, которую установили последней;
− старший продавец выбирает отчёт о товарах, система отвечает выводом отчёта на экран;
− старший продавец просматривает отчёт о товарах;
− старший продавец выбирает другие отчёты о товарах и результатах продаж, система отвечает выводом выбранного отчёта на экран, и на этом взаимодействие с системой заканчивается.
Заключение
В статье был рассмотрен процесс проектирования информационной системы для автоматизации формирования ассортимента товаров на основе объектно-ориентированного подхода. На основе данных, полученных в результате построения UML-диаграмм, таких как диаграмма вариантов использования, диаграмма последовательности, получилось формализовать и конкретизировать требования к предложенной информационной системе. Описанный проект может стать основой для последующей разработки информационной системы для автоматизации формирования ассортимента товаров. Материалы статьи могут служить практическими рекомендациями при проектировании аналогичных систем.