Научный журнал
Научное обозрение. Технические науки
ISSN 2500-0799
ПИ №ФС77-57440

МОДЕЛИ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ УНИВЕРСИТЕТА

Сысоева Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Современный этап цифровизации организаций высшего образования включает направление по разработке и внедрению цифровых услуг для участников образовательного процесса. К задачам данного направления относится предоставление информационно-документационных сервисов через личные кабинеты обучающихся, входящих в состав электронной информационно-образовательной среды университета. Целью исследования является разработка моделей процессов при реализации цифровых информационно-документационных услуг и их классификация. Применение процессного подхода при реализации цифровых услуг основывается на положениях и требованиях к системам управления документами, определенных в серии стандартов ГОСТ Р ИСО 3030х. В статье представлена классификация цифровых информационно-документационных услуг, с учетом видов запускаемых процессов: сервисы, выполняемые по запросам пользователей, сервисы по регламентным процессам организации, информационно-мониторинговые сервисы. Разработаны модели процессов информационно-документационных услуг. На основе моделей процессов определены группы документов, которые: необходимы для запуска процесса; формируются в ходе выполнения процесса; выполняют функции маршрутизации хода выполнения процесса; являются результатом выполнения процесса. Представлены примеры практической реализации моделей процессов информационно-документационных услуг в виде цифровых сервисов в разделе «Многофункциональный студенческий офис» в личном кабинете обучающегося: сервис по предоставлению сведений о ходе заполнения обходного листа выпускника университета и текущем статусе документа; сервис по заказу справок с возможностью получения документов как в электронной форме, так и на традиционном (бумажном) носителе.
система управления документами
электронная информационно-образовательная среда
цифровые услуги
модели процессов цифровых услуг
процессный подход в управлении
1. Сысоева Л.А. Опыт разработки архитектуры электронной информационно-образовательной среды университета // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. № 1. С. 27–31.
2. ГОСТ Р ИСО 30300-2015. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь. Введ. 2015-12-09. М.: Стандартинформ, 2016. 14 с.
3. ГОСТ Р 7.0.101-2018 / ИСО 30301-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования. Введ. 2018-01-30. М.: Стандартинформ, 2020. 24 с.
4. Сысоева Л.А. Стандартизация требований к прикладным информационным системам организации для включения их в единую систему управления документами // Научное обозрение. Технические науки. 2021. № 3. С. 55–60.
5. Репин В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. Репин, В. Елиферов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 c.
6. Шёнталер Ф. Бизнес-процессы: языки моделирования, методы, инструменты: практическое руководство / Франк Шёнталер, Готфрид Фоссен, Андреас Обервайс, Томас Карле; пер. с нем. М.: Альпина Паблишер, 2019. 264 с.
7. ИСО 30302:2015. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Системы управления документами. Руководство по внедрению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/ru/standard/54673.html (дата обращения: 18.12.2021).
8. Янковая В.Ф. Новый стандарт по управлению документами ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2019. № 9. С. 24–34.

Современный этап цифровизации организаций высшего образования включает направление по разработке и внедрению цифровых услуг для участников образовательного процесса. К задачам данного направления относится предоставление информационно-документационных сервисов через личные кабинеты обучающихся, которые являются функциональным компонентом электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета [1].

Предоставление цифровых информационно-документационных услуг входит в сферу систем управления документами в масштабе организации, поэтому применение процессного подхода при реализации цифровых услуг должно основываться на положениях и требованиях, определенных в серии стандартов ГОСТ Р ИСО 3030х [2, 3].

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 30300 [2] процессный подход при управлении документами включает:

− формирование требований к документным процессам с учетом регламентов деловых процессов и интересов всех участников;

− создание моделей процессов, в ходе которых выполняется документирование;

− мониторинг и анализ документных процессов;

− совершенствование документных процессов на основе объективных измерений.

Под документными процессами понимаются процессы, выполняемые в ходе жизненного цикла документа: создание, регистрация, использование, хранение, передача, уничтожение [2], а также обеспечение требуемого уровня информационной безопасности.

Специфика процессного подхода при выполнении информационно-документационных услуг заключается в том, что в ходе реализации процесса документы могут выполнять различные роли:

− документ является условием запуска процесса;

− документ является результатом выполнения процесса;

− документ является средством маршрутизации хода выполнения процесса, определяет топологию выполнения процесса.

Кроме того, особенность процессного подхода при реализации управления документами проявляется в следующем:

− с одной стороны, деловой процесс сопровождается документированием, что требует управления жизненным циклом документов, т.е. управление документными процессами;

− с другой стороны, документ может рассматриваться как объект управления в ходе жизненного цикла делового процесса (при планировании, организации, выполнении и совершенствовании), что требует управления функциями мониторинга, контроля, оценки документов [4, с. 56].

При разработке и реализации цифровых информационно-документационных услуг в ЭИОС университета необходимо рассматривать документ как объект управления в ходе жизненного цикла делового процесса, а условия перехода с одного этапа жизненного цикла документа к другому должны определяться характеристиками и условиями выполнения делового процесса [2]. Для решения данной задачи в первую очередь требуется определить роль документов в каждом процессе, которые обеспечивают выполнение цифровых услуг.

Цель исследования – разработать модели информационно-документационных процессов с учетом роли документов (условие запуска процесса, результат выполнения процесса, средство маршрутизации процесса) при реализации цифровых сервисов в ЭИОС университета.

Материалы и методы исследования

Цифровые услуги, предоставляемые пользователям (обучающимся, преподавателям) ЭИОС университета через их личные кабинеты [1], можно разделить на три группы (рис. 1):

− услуги, выполняемые по запросам пользователей (характеризуются тем, что при поступлении документа-запроса запускается определенный процесс, результатом выполнения которого является создание нового документа как в электронной, так и в традиционной форме представления);

− услуги по регламентным процессам организации (характеризуются тем, что путем создания соответствующего документа структурным подразделением запускается процесс, в котором участвует пользователь, и результатом выполнения является создание нового документа как в электронной, так и в традиционной форме представления);

− информационно-мониторинговые услуги, предоставляемые в соответствии с регламентами выполняемых процессов (мониторинг хода процессов и информирования участников о возможных действиях; публикация статусов документов, формируемых в соответствии с регламентами процессов; информирование о результатах выполнения процессов).

Данная классификация цифровых услуг основана на условиях запуска и групп участников процессов:

1) инициация процессов пользователями, исполнителями которых являются структурные подразделения организации;

2) инициация процессов структурными подразделениями, которые исполняются пользователями или в которых участвуют пользователи;

3) инициация процессов в соответствии с регламентами услуг, которые выполняют функции мониторинга и информирования о ходе реализации выполняемых сервисов.

Таким образом, формирование моделей информационно-документационных процессов с учетом роли документов (условие запуска процесса, результат выполнения процесса, средство маршрутизации и информирования о ходе выполнения процесса) при реализации цифровых сервисов в ЭИОС университета необходимо выполнять на основе классификации цифровых услуг с учетом видов запускаемых процессов.

Sysoeva1.pdf

Рис. 1. Классификация цифровых информационно-документационных услуг с учетом видов запускаемых процессов

При исследовании применяется процессный подход [5, 6] и рекомендации международных и отечественных стандартов, регламентирующих процессы систем управления документами [7, 8].

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с приведенной классификацией (рис. 1) в ЭИОС университета в личных кабинетах обучающихся были реализованы следующие модели информационно-документационных услуг.

1. «Электронный документ-запрос – Электронный и/или бумажный документ-результат» (инициация услуги по электронному запросу пользователя и предоставление результата в нескольких формах представления). Модель процесса представлена на рис. 2.

2. «Электронный регламентный документ – Запуск и выполнение процесса» (инициатор процесса предоставляет участнику процесса в качестве услуги электронные документы, которые необходимы для выполнения процесса). Модель процесса инициации услуги по предоставлению документов пользователю представлена на рис. 3.

3. «Электронный документ – Информирование о статусе документа» (инициатор процесса предоставляет участнику процесса в качестве услуги информацию о ходе реализации процесса). Модель процесса по информированию о ходе реализации этапов работ и статусе документированной информации представлена на рис. 4.

Sysoeva2.pdf

Рис. 2. Модель процесса инициации услуги по электронному запросу пользователя и предоставление результата в форме документа

(Документ-запрос – Документ-результат)

Sysoeva3.pdf

Рис. 3. Модель процесса инициации услуги по предоставлению документов пользователю как участнику делового процесса (Электронный регламентный документ – Запуск и выполнение процесса)

Sysoeva4.tif

Рис. 4. Модель процесса инициации услуги по информированию о ходе реализации процесса и статусе документа (Электронный документ – Информирование о статусе документа)

Практическая реализация моделей процессов информационно-документационных услуг может быть представлена цифровыми сервисами в ЭИОС университета в разделе «Многофункциональный студенческий офис» (МСО) в личном кабинете обучающегося: справки, платежи, обходные листы и др.

Примером реализации модели процесса инициации услуги по информированию о ходе реализации процесса и статусе документа («Электронный документ – Информирование о статусе документа») является сервис по предоставлению сведений о ходе заполнения обходного листа выпускника университета и текущем статусе документа (рис. 5).

Примером реализации модели процесса инициации услуги по электронному запросу пользователя и предоставление результата в нескольких формах представления («Электронный документ-запрос – Электронный и/или бумажный документ-результат») является сервис по заказу справок (справки с места обучения, справки-вызова, справки об успеваемости) через личный кабинет обучающегося с возможностью получения документов как в электронной форме, так и на традиционном (бумажном) носителе (рис. 6).

Sysoeva5.pdf

Рис. 5. Практическая реализация модели процесса инициации услуги по информированию о ходе реализации процесса и статусе документа в личном кабинете обучающегося

Sysoeva6.tif

Рис. 6. Практическая реализация модели процесса инициации услуги по электронному запросу пользователя и предоставление результата в нескольких формах представления

Заключение

Модели процессов информационно-документационных услуг позволили структурировать документированную информацию, которая создается или используется при реализации процесса.

Для этого были определены группы документов, которые:

− необходимы для запуска процессов;

− формируются в ходе выполнения процесса;

− являются результатом выполнения процесса.

Разработанные модели процессов информационно-документационных услуг выявили такие их характеристики, как:

− предоставление цифровых услуг основано на реализации внешних и внутренних сквозных процессов;

− результатом выполнения услуг является документированная информация, которая имеет свой жизненный цикл и требует организации управления им.


Библиографическая ссылка

Сысоева Л.А. МОДЕЛИ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ УНИВЕРСИТЕТА // Научное обозрение. Технические науки. – 2022. – № 1. – С. 5-10;
URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1378 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674