Информатизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является первостепенной задачей, стоящей перед современной отечественной медициной. Имеющиеся на сегодняшний день длинные очереди и бумажный документооборот в медицинском обслуживании сильно усложняют доступ к необходимым услугам.
В настоящее время в составе медицинской информационной системы (МИС) регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения Саратовской области функционирует прикладная информационная система «БАРС. Здравоохранение – МИС».
Вся информация об обращениях пациентов к специалистам в поликлинике фиксируется в программе «Взаиморасчеты ЛПУ со СМО (поликлиника/стационар)». После того, как пациент был зарегистрирован в базе данных прикрепленного населения, он с помощью подсистемы «Электронная регистратура» может записываться на прием к специалисту удаленно через домашний компьютер, либо через инфомат, установленный в холле поликлинике. Все посещения за день с указанием всех данных о пациенте, данные о поставленном диагнозе и исходе лечения заносятся в информационную систему. В конце месяца программист проверяет все внесенные посещения на пересечения с другими поликлиниками и формирует отчеты. Таким образом, данная система позволяет вести учет пациентов медицинского учреждения. Однако данная информационная система предназначена исключительно для учета пациентов, имеющих полисы ОМС. При этом в медицинском учреждении имеется необходимость фиксирования посещений пациентов, не имеющих медицинских полисов обязательного медицинского страхования, так как обслуживание таких пациентов в медицинских учреждениях производится за счет областного бюджета. К таким пациентам относятся работники МЧС, УВД, МВД, ГИБДД, военкомата.
Классификация информационных систем медицинских учреждений
Информационные системы в здравоохранении классифицируются на основе иерархического принципа, что предполагает их соответствие структуре здравоохранения, в которой условно выделяют следующие уровни:
- клинический принят как базовый уровень;
- уровень поликлиник, стационаров и других медицинских учреждений;
- профильные и специализированные медицинские службы, региональные органы управления здравоохранением рассматриваются как территориальный уровень;
- федеральные учреждения и органы управления определены как федеральный уровень.
Информационные системы каждого уровня классифицируем по целям и задачам, то есть по их функциональному назначению.
Медико-технологические информационные системы (МТИС) базового уровня предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей различных квалификаций: врачей-клиницистов, гигиенистов, лаборантов и других. МТИС по видам решаемых задач условно разделим:
- на информационно-справочные;
- консультативно-диагностические системы;
- приборно-компьютерные системы;
- АРМ врача.
МИС уровня лечебно-профилактических учреждений предназначены для интеграции информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию деятельности всех специалистов учреждения. При этом предполагается четырехуровневая иерархическая система построения АИС:
- первый уровень – автоматизация диагностического обследования пациентов (переход к МТИС) [1, 2];
- второй – внедрение АРМ врача [3, 4];
- третий – автоматизированные лечебно-диагностические и управленческие системы для поддержки медико-технологических процессов подразделения (отделения, лаборатории) [5];
- четвертый – интегрирует все предыдущие уровни и представлен МИС ЛПУ [6, 7].
На основании государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [8] все медицинские учреждения должны пройти информатизацию и перейти к электронному контролю за качеством и доступностью медицинских услуг, предоставляемых гражданам РФ.
«БАРС. Здравоохранение – МИС» [9] представляет собой универсальное решение для автоматизации деятельности медицинских учреждений. Система позволяет посредством автоматизации процессов в поликлиниках и стационарах осуществлять обмен данными между ЛПУ, а также централизованный сбор показателей со всей подведомственной сети, для мониторинга и принятия управленческих решений. Включает в себя подсистемы: «БАРС. Стационар» и «БАРС. Поликлиника», посредством которых осуществляется автоматизация соответствующей группы ЛПУ. «БАРС. Поликлиника», входящая в «БАРС. Здравоохранение – МИС», предназначена для объединения в единую информационную среду административных, лечебно-диагностических процессов в поликлинике. Система позволяет получать оперативную и достоверную информацию обо всех фактах оказания медицинской помощи, вести электронные медицинские карты пациентов, оптимизировать работу поликлинических отделений и автоматически по данным системы формировать статистическую и аналитическую отчетность.
На рис. 1 изображена классификация информационных систем в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации с помощью комплекса «БАРС. Здравоохранение», которое включает в себя множество подпрограмм.
Рис. 1. Классификация ИС здравоохранения
Функциональная модель информационной системы
На первом этапе разработки информационных систем учета и мониторинга проводят исследование и формализацию бизнес-процессов, уделив особое внимание моделированию потоков данных [10–12]. Наиболее удобным для описания информационных и материальных потоков является использование методологии DFD.
Диаграмма, отображающая всю работу ИС учета пациентов, представлена на рис. 2. На ней отображены две внешние сущности: пациенты и врачи, от которых изначально поступает конкретная информация.
Рис. 2. Диаграмма DFD организации работы ИС учета пациентов
Пациент подает сведения для прикрепления его к поликлинике, территориально относящейся к месту жительства пациента, затем данная информация обрабатывается и добавляется в БД зарегистрированных пациентов. Информацию о взятых и уволенных врачах подает отдел кадров поликлиники, на основании чего программист делает поправки в БД врачей.
Вся хранимая информация отображается в системе «Электронная регистратура» как информация о расписании врачей и как логин и пароль для входа в систему для пациентов.
Вся информация о записанных пациентах подается медицинскими регистраторами врачам, которые ведут прием, после чего вся информация о принятых пациентах подается операторам ЭВМ, которые обрабатывают эту информацию в программе «Учет посещений пациентов». После выполнения учета посещений пациентов программист оформляет отчеты по посещаемости.
На рис. 3 представлена диаграмма DFD организации записи на прием к врачу через электронную регистратуру, которая описывает весь процесс записи на прием к врачу.
Рис. 3. Диаграмма DFD организации записи на прием к врачу через электронную регистратуру
Внешней сущностью здесь выступает пациент, который обращается к базе данных электронной регистратуры путем ввода личных данных. После ввода личных данных система проверяет наличие пациента в БД прикрепленного населения, после чего либо выдает ошибку, либо разрешает вход в систему.
Далее пациент выбирает ЛПУ, к которому прикреплен, выбирает специализацию, врача и записывается на прием путем выбора даты и времени, которое предоставляет регистратура. Программа информирует пациента об успешной записи на прием и печатает талон.
На рис. 4 изображена диаграмма IDEF3, которая показывает суть осуществления учета посещений пациентов.
Рис. 4. Диаграмма IDEF3 учета посещений пациентов
Рис. 5. Диаграмма IDEF1X
Сначала производится ввод данных в БД, затем происходит проверка, есть данный пациент в базе данных или нет, затем удаление пересечений с другими поликлиниками, так как не допускается, чтобы один и тот же пациент находился в нескольких поликлиниках одновременно. После всех проведенных операций программистом формируется отчет обо всех принятых пациентах.
Модель данных
На следующем этапе проводим построение логической структуры данных, хранящихся в информационной системе учета пациентов. Для этого целесообразно использовать методологию IDEF1X [13, 14]. На рис. 5 представлена диаграмма IDEF1X, которая отображает логическую структуру данных информационной системы учета пациентов медицинского учреждения.
В данном случае на диаграмме IDEF1X присутствуют такие сущности, как врач, пациенты, посещения, специальность, исход лечения, диагнозы. Все сущности объединены между собой при помощи внешних ключей и образуют связь «один-ко-многим».
Сущность «Врач» имеет следующий набор атрибутов: фамилия, имя, отчество. Обладает первичным ключом «Код врача» и внешним ключом «Код специальности», унаследованный от сущности «Специальность». Сущность «Специальность» имеет атрибуты «Код специальности», являющийся первичным ключом, и «Название специальности». Сущность «Пациент» обладает такими атрибутами, как «Код пациента», являющийся первичным ключом, «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Дата рождения», «Адрес».
Сущность «Диагноз» имеет первичный ключ «Код диагноза» и атрибут «Название диагноза». Сущность «Исход лечения» имеет первичный ключ «Код исхода лечения» и атрибут «Наименование исхода лечения». Сущность «Посещения» имеет следующий набор атрибутов: первичный ключ «Код посещения», «Дата начала лечения», «Дата окончания лечения», «Количество обращений», «Номер больничного листа», а также внешние ключи, унаследованные от родительских сущностей: «Код пациента», «Код врача», «Код диагноза», «Код исхода лечения».
Приведенная структура данных позволяет хранить всю необходимую информацию о посещении пациентом медицинского учреждения и является оптимальной.
Заключение
Таким образом, применение функционального моделирования позволило проанализировать процессы, происходящие в медицинском учреждении при учете пациентов, не имеющих полисы ОМС. Построенная модель является основой для создания информационной системы, обеспечивающей автоматизацию учета пациентов медицинского учреждения, не имеющих полисов ОМС, интегрируемой в медицинскую информационную систему «БАРС. Здравоохранение».