Введение
Совершенствование образовательных ресурсов и их интеграция в учебный процесс повышают интерес к учебному материалу и способствуют его освоению. В современных школах и других учебных учреждениях цифровые образовательные ресурсы и информационные технологии становятся неотъемлемой частью обучения, способствуя развитию различных навыков у обучающихся и расширению их знаний [1, 2]. Разработка веб-сайта с использованием современных программных средств актуальна, поскольку обеспечивает возможность создания удобного и интерактивного образовательного ресурса, способствующего эффективному усвоению материала и повышению образовательного уровня у обучающихся в данной области [3–5]. При проведении обзора сайтов, направленных на изучение теории и выполнение практических заданий по теме «Магнитное поле Земли», было обнаружено, что не существует одного обобщающего ресурса, который бы содержал не только базовую информацию о теории магнитного поля Земли, но и объяснения экспериментов, а также задания для закрепления полученных знаний. Большинство доступных сайтов предоставляют лишь общие сведения о магнитном поле планеты. Таким образом, необходимость создания специализированного ресурса для учащихся и студентов, обобщающего различные аспекты магнитного поля Земли, представляется актуальной.
Цель исследования – формирование рекомендаций по разработке образовательного ресурса по теме курса физики в виде сайта.
Материалы и методы исследования
В данном исследовании рассматривается алгоритм разработки образовательного ресурса в виде сайта на примере темы школьного курса физики «Магнитное поле Земли». Были использованы следующие методы: анализ аналогов, анализ инструментов разработки, проектирование структуры сайта, наполнение сайта контентом, тестирование функциональности сайта.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время создание сайта перестало требовать от его разработчиков компетенций в области программирования. Сегодня разработать сайт можно с помощью конструктора. Конструктор позволяет разработать сайт без непосредственного написания кода, верстки, создания дизайна [6]. В случае разработки сайта с использованием конструктора важной задачей становится выбор подходящей платформы, позволяющей реализовать все требования, предъявляемые к веб-ресурсу на этапе проектирования. Выбор конструктора необходимо осуществлять согласно ряду критериев, актуальных для текущей разработки. Авторами статьи были выделены следующие критерии: соответствие уровню компетенций пользователей, адаптивность шаблонов, количество готовых шаблонов, возможность создать сайт с нуля, наличие обучающих материалов, возможность редактировать и добавлять код, бесплатный тариф, техподдержка [7, 8]. В результате для разработки веб-ресурса для методической поддержки обучения теме «Магнитное поле Земли» в школьном курсе физики был выбран конструктор Nethouse (https://nethouse.ru/).
После выбора оптимальной платформы для создания сайта необходимо выполнить проектирование его структуры, определение основных разделов, видов контента на страницах сайта. В текущий сайт было запланировано включить информацию о теории магнитного поля Земли, его основных характеристиках, материал для изучения электромагнитной индукции, описание экспериментов по измерению характеристик магнитного поля Земли. Для определения структуры сайта была создана схема с использованием сервиса app.creately (https://creately.com/), которая представлена на рис. 1.
При создании и наполнении сайта важно, чтобы весь контент был систематизирован, разделен на разделы, интуитивно понятные пользователям.
Структура разрабатываемого веб-ресурса состоит из следующих основных разделов:
− Главная. Это страница, на которой можно найти общее описание веб-ресурса, цель его представления, контакты для связи с автором сайта, несколько интересных фактов по теме «Магнитное поле Земли».
− Теория. Это страница, на которой размещена краткая теория в виде текста, картинок и ссылок на ресурсы, на которых представлен более подробный материал. Также на странице будет представлен краткий словарь по теме.
− Эксперимент. Это страница, на которой расписан порядок выполнения лабораторной работы, используемое оборудование, ожидаемые результаты.
− Кроссворд. Это страница с кроссвордом и викториной для закрепления материала по теме веб-ресурса.
− Контакты. Это страница с личными данными создателя сайта.
− Отзывы и комментарии. Это страница, где посетители могут оставить свой отзыв или же задать вопрос по теме.
После определения структуры сайта на платформе Nethouse необходимо наполнить каждую страницу контентом. Так, например, для создания заданий для закрепления материла был использован такой сервис, как LearningApps (https://learningapps.org/). Бесплатный онлайн-портал, позволяющий создавать задания, которыми можно проверить уровень знаний и усвоение материала. В сервисе были созданы кроссворд, викторина и пара интерактивных заданий для закрепления материала и полезного времяпровождения, которые впоследствии были добавлены на сайт. Пример фрагмента задания, созданного в сервисе, представлен на рис. 2.
Кроме того, на сайт была добавлена лабораторная работа, направленная на измерение магнитного поля Земли. На странице представлена инструкция по работе с оборудованием «Радуга», инструкция по проведению лабораторной работы, видео, демонстрирующее ход проведения эксперимента (рис. 3).
Рис. 1. Схема сайта Источник: составлено авторами
Рис. 2. Вопрос викторины, созданной в сервисе LearningApps Источник: составлено авторами. URL: https://learningapps.org/view7858002
Рис. 3. Страница лабораторной работы на сайте Источник: составлено авторами. URL: https://emagfield.nethouse.ru/page/1556546
Изначально, когда проводился эксперимент и были получены первые значения, возникла необходимость сравнить их с теоретическими, но, к сожалению, кроме всего нескольких городов, не были найдены основные характеристики магнитного поля.
Рис. 4. Опросник основных характеристик магнитного поля в конкретном городе Источник: составлено авторами. URL: https://emagfield.nethouse.ru/page/1556546
Было принято решение собрать статистическую таблицу основных характеристик магнитного поля Земли в разных районах и городах всех посетителей сайта, кто будет в этом заинтересован. Данная статистика собирается в качестве опросника и заносится в табличную базу данных, которую в дальнейшем можно собирать и представить на сайте в виде таблицы с частичной наполненностью хотя бы по некоторым городам России (рис. 4).
После того как основной контент создан, следует подумать о дизайне сайта и его внешнем виде, ведь красиво оформленный сайт с удобной навигацией и понятной структурой может привлечь больше посетителей и удержать их на сайте. Так, например, был создан логотип сайта (рис. 5).
Рис. 5. Логотип сайта Источник: составлено авторами
Для создания привлекательного и современного дизайна сайта был выполнен ряд настроек стиля и способов взаимодействия с пользователями веб-ресурса.
− Выбрана спокойная цветовая палитра, включающая оттенки синего, зеленого и серого. Эти цвета ассоциируются с природой и научной тематикой, что соответствует содержанию сайта.
− Подобраны читабельные шрифты, такие как Open Sans и Roboto.
− Использованы иллюстрации, схемы и инфографика, которые демонстрируют информацию о магнитном поле Земли. Эти визуальные элементы помогают лучше усваивать учебный материал.
− Дизайн сайта адаптируется под различные устройства и размеры экранов, обеспечивая удобство использования на компьютерах, планшетах и мобильных телефонах.
− Реализованы формы обратной связи, позволяющие пользователям оставлять отзывы, жалобы и предложения.
Таким образом, при разработке веб-ресурса были учтены требования к структуре, его содержательной части, дизайну. В итоге с использованием средств конструктора Nethouse был создан тематический образовательный сайт «Магнитное поле Земли», который находится по ссылке https://emagfield.nethouse.ru/.
Заключение
В ходе выполнения исследования показаны основные этапы разработки обучающего веб-ресурса на примере создания сайта, направленного на методическую поддержку обучения по теме «Магнитное поле Земли» школьного курса физики. В процессе анализа различных конструкторов сайтов с учетом критериев актуальных для текущей разработки была выбрана платформа Nethouse. Продемонстрированы возможности разработки веб-ресурса на выбранной платформе, а также показаны другие инструменты и сервисы, позволяющие создать дополнительные материалы. Структурирование теоретического контента по теме «Магнитное поле Земли», а также создание элементов для проверки усвоения материала и лабораторной работы помогли перевести сложный материал в доступный формат для обучающихся. Материалы статьи могут служить рекомендациями по разработке подобных образовательных ресурсов по другим темам школьных предметов.