В условиях реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении становится актуальным создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды [1–3].
Одним из способов организации электронной информационно-образовательной среды может выступать портал, такая форма сейчас распространена во многих учебных учреждениях. Портал предоставляет доступ к системе ресурсов и услуг посредством сети Интернет, ориентированных на определенную аудиторию. Если говорить об образовательном портале, тогда он должен включать электронные информационные ресурсы, технологии и соответствующие средства, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ [4, 5].
Определяющим фактором в разработке, внедрении и успешном функционировании образовательного портала является формирование целостной концептуальной и содержательной точки зрения на его будущую архитектуру, возможные компоненты, интерфейс, функциональность. Формирование требований входит в этап проектирования и является обязательным условием эффективности любой разработки. В настоящей статье будут рассмотрены основные аспекты проектирования образовательного портала на примере учреждения среднего профессионального образования.
Целью исследования является обоснование необходимости и раскрытие содержательных и технологических особенностей проектирования образовательного портала.
Материалы и методы исследования
С целью выделения первоначальных требований, обозначения границ проекта был выполнен анализ предметной области. Для определения основных функций образовательного портала были использованы технологии UML-проектирования, а именно диаграмма вариантов использования, диаграмма последовательности.
Результаты исследования и их обсуждение
Образовательный портал должен быть прост в эксплуатации и понятен в навигации. Всего были определены три роли: студент, преподаватель и администратор. Роли описаны в таблице.
Роли на образовательном портале
Роль |
Описание (определение) |
Студент |
Зарегистрированный пользователь, который получает доступ к изучению дистанционных курсов, прохождению тестов и заданий, отслеживанию результатов |
Преподаватель |
Зарегистрированный пользователь, который может создавать, удалять и редактировать содержание заданий и курсов, просматривать результаты тестов и заданий, комментировать работы студентов |
Администратор |
Доступны все действия над образовательным порталом, его содержимым, внешним видом и пользователями |
Для наглядности описания всех ролей и их прав на образовательном портале используем диаграмму прецедентов, или, как ее по-другому называют, диаграмму вариантов использования. Диаграмма прецедентов – это графическое представление всех или части актеров, прецедентов и их взаимодействий в системе [6, 7].
В нашем случае видно, что «Студент» имеет возможность авторизоваться на портале, имеет доступ к выбору дисциплины, отслеживанию успеваемости и может выполнять задания. «Преподаватель» может добавлять курсы, размещать учебные задания, оценивать и комментировать выполненные работы. «Администратор» управляет всей структурой образовательного портала, может добавлять новые задания и курсы и управлять учетными записями (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма прецедентов
Диаграмма последовательности предназначена для моделирования взаимодействия объектов системы во времени, а также обмена сообщениями между ними. Зачастую диаграммы последовательности создаются для моделирования взаимодействия в рамках одного прецедента.
Роль пользователя, а также его права предоставляются при авторизации. Диаграмма последовательности авторизации пользователя на электронном ресурсе отражает модель взаимодействия пользователя и образовательного портала в целом. Наша система должна автоматически решать, регистрировать пользователя в системе или нет, если пользователь уже существует, нужно восстановить доступ, и отклонить из-за блокировки электронного адреса участника (рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма последовательности для прецедента «Регистрация»
Образовательные порталы относятся к типу образовательных сайтов. Под образовательным веб-сайтом понимается совокупность веб-страниц с единым дизайном, несущих в себе контент, направленный на процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства [8, 9].
Основной аспект при построении веб-сайта, оказывающий большое влияние на эргономичность, это его структура. Структура сайта – это логическая схема построения страниц сайта с распределением по папкам и категориям [10]. С точки зрения пользователя, это навигация, путь по тому или иному сайту. Логической структурой сайта выбрана древовидная структура, которая является самой распространенной и наиболее понятной (рис. 3).
Рис. 3. Логическая структура образовательного портала
Рис. 4. Графическая схема шаблона образовательного портала
Структура шаблона сайта:
- «шапка» (хедер). В данном блоке необходимо расположить логотип и названия организации, также установить поисковую систему по сайту;
- блок отображения главного меню сайта. Данный блок содержит перечень всех основных страниц и располагается горизонтально сразу под шапкой сайта;
- блок отображения нескольких последний новостей (статьи);
- блок для входа зарегистрированных пользователей;
- «подвал» (футер) сайта – в данном блоке необходимо разместить краткую информацию по сайту (рис. 4).
Таким образом, мы получаем достаточно сложный функционал электронного ресурса. Поэтому для облегчения и сокращения сроков разработки образовательного портала, а также для более удобного управления контентом было принято решение использовать систему управления контентом в качестве платформы разработчика.
Заключение
Проведенный анализ существующих разработок образовательных порталов, определение требований, визуализация функциональности позволили определить оптимальную структуру разрабатываемого портала для образовательного учреждения среднего профессионального образования, получить графическую схему шаблона образовательного портала, сделать вывод об оптимальных средствах разработки.
Спроектированный образовательный портал при удачном решении задач разработки сможет стать современным средством организации учебного процесса, позволяющим предоставлять информационно-образовательные ресурсы пользователям, организовать взаимодействие между педагогом и обучающимся, создать условия для продуктивного управления учебным процессом.
Библиографическая ссылка
Васева Е.С., Змеева К.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА (НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ СО «БАРАНЧИНСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ») // Научное обозрение. Технические науки. – 2021. – № 3. – С. 10-14;URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1350 (дата обращения: 23.11.2024).