В настоящее время мобильные устройства, такие как планшеты и смартфоны, стали важной частью нашей повседневной жизни. Нет никаких сомнений, что приложения делают нашу жизнь более удобной и красочной, но не стоит забывать, что они потребляют большое количество энергии на мобильных устройствах и значительно влияют на время автономной работы устройства. Конечному пользователю необходимо знать, какое приложение является более энергозатратным при одном и том же наборе функций. Энергоэффективные приложения более конкурентоспособны на рынке.
Цель исследования: провести тестирование и анализ разработанного приложения.
В ходе работы был разработан сервис, который представляет собой профилировщик и анализатор мощности прикладного уровня. Как показано на рис. 1, сервис возвращает конечным пользователям информацию о мощности соответствующих приложений и дает им дополнительные рекомендации при выборе интересующих их приложений. Для разработчиков приложений, помимо информации о мощности аналогичных приложений, собранной с сервера, клиент также показывает информацию о событиях их разработок, поэтому можно легко найти проблемы с питанием приложений. С точки зрения разработчиков систем, детальная информация о мощности системы, предоставляемая клиентом, полезна им для выбора механизмов энергосбережения [1].
Рис. 1. Схема работы сервиса
Описание подходов к тестированию. Сервис получает системную информацию от двух классов, PowerProfile и BatteryStats, и вычисляет энергопотребление приложения на основе моделей мощности. Чтобы проверить точность считывания данных из класса PowerProfile, сначала сравнивается файл ресурсов между различными версиями ОС Android. Кроме того, были написаны собственные тесты, чтобы проверить, согласуются ли результаты с данными, записанными в файле. В основном тестировались яркость, процессор, подключение сокета и файловый ввод / вывод. В экспериментах эталонные приложения запускались на переднем плане, в то время как работа остальных приложений была остановлена для сохранения точности расчетов. Исходя из полученных данных, можно рассчитать мощность, а также информацию о потребляемой энергии. Файл ресурсов содержит данные о мощности различных состояний экрана, Wi-Fi, процессора, bluetooth и так далее. Были запущены тесты, чтобы сравнить собранные данные с информацией, содержащейся в файле. Кроме того, произведен расчет данных ввода-вывода файла, а результаты помещены в систему расчета мощности, которая не поставляется в файле ресурсов.
Мобильные устройства, которые использовались для этих экспериментов – это Huawei Mate 10 Pro и Samsung Galaxy Tab A 8.0. Их аппаратные параметры представлены в табл. 1, включающей информацию о датчиках. Оба этих устройства используют ОС Android 8.0. Чтобы обеспечить репрезентативные результаты, выбранные приложения охватывают большинство категорий. Они имеют более миллиона установок и входят в топ-100, согласно Google Play.
Таблица 1
Экспериментальные платформы
Компонент |
Huawei Mate 10 Pro |
Samsung Galaxy Tab A 8.0 |
Процессор |
8 ядер, 4 х A73 (2,36 ГГц) + 4 х A53 (1,8 ГГц) |
Qualcomm Snapdragon 429 |
Частота (ГГц) |
2 |
2 |
RAM (Гб) |
4 |
2 |
Тестирование сервиса. Были сделаны три тематических исследования, чтобы проиллюстрировать, как различные типы пользователей могут воспользоваться преимуществами сервиса.
Сценарий конечного пользователя. Конечный пользователь обычно хочет, чтобы батарея работала дольше, не слишком часто заряжаясь. Помимо экономии энергии с помощью операционной системы или отключения неиспользуемых устройств, эта цель может быть достигнута путем установки энергосберегающих приложений. Разработанный сервер поддерживает большое количество данных о мощности приложений с информацией об аппаратной платформе. Конечные пользователи могут запрашивать эту информацию и искать категорию приложения, которое они хотят установить, возвращаемые данные ранжируются по энергопотреблению приложений. Кроме характеристик приложения, таких как пользовательский интерфейс и специальные функциональные возможности, улучшающие пользовательский опыт, конечные пользователи также могут учитывать энергопотребление [2].
Возьмем в качестве примера браузер, предположим, что пользователи хотят установить Opera на свое устройство. Они могут просто отправить тип устройства и имя приложения Opera на сервер. В табл. 2 перечислены данные нескольких приложений, хранящиеся на сервере.
Таблица 2
Сравнение мощности различных приложений
Браузер |
Мощность приложения (мВт) |
Игра |
Мощность приложения (мВт) |
Opera |
123.42 |
NinJump |
141.73 |
Dolphin |
162.15 |
Temple Run |
142.75 |
Firefox |
304.63 |
Cut the Rope |
149.12 |
Здоровье |
Мощность приложения (мВт) |
Чтение |
Мощность приложения (мВт) |
Instant Heart Rate |
65.96 |
Kindle |
86.34 |
Lose Tr |
83.55 |
Daily Bible |
131.23 |
Cardiograph |
92.26 |
Audible |
158.95 |
Отмечено, что данные по мощности рассчитываются в соответствии с общей ситуацией использования. В этом эксперименте были выбраны шесть популярных веб-сайтов, включая YouTube.com, Wikipedia.org., Amazon.com, открыли их один за другим и каждый раз прокручивали вниз, чтобы увидеть всю информацию [3]. Можно увидеть, что Opera потребляет меньше энергии, чем Firefox, что делает ее более конкурентоспособной. Чтобы выяснить причины этого, необходимо проанализировать информацию о событиях и необработанные данные журнала питания Opera и Firefox, результаты показывают, что их мощность процессора имеет большую разницу. Firefox может делать больше обработки и вычислений для улучшения пользовательского опыта.
Сценарий разработчика приложений. С одной стороны, сервер предоставляет данные о мощности приложений, которые впоследствии используются разработчиками приложений. С другой стороны, разработчики могут получать информацию о событиях от клиента, что дает направление оптимизации с точки зрения энергопотребления. В этом разделе используется видеоприложение в качестве примера, чтобы показать, как работает сервис [4].
Чтобы учесть влияние, которое приложение может оказать на систему, сервер не только предоставляет информацию о каждом приложении, но и дает другие четыре наиболее энергозатратных процесса каждого приложения и сравнивает их объединение. Таким образом, на рис. 2 сравниваются шесть процессов. Данные собираются из Huawei Mate 10 Pro, и можно увидеть, что системные процессы, поддерживающие приложения, потребляют гораздо больше энергии, чем само приложение. Например, systemui отвечает за рисование пользовательского интерфейса, mediaserver обеспечивает звуковую и другую поддержку мультимедиа. С точки зрения целевого приложения YouTube находится в хорошей ситуации, его мощность ниже, чем у других. На рис. 3 представлена информация о событиях и изменении мощности приложения YouTube как на Huawei Mate 10 Pro, так и на Samsung Galaxy Tab A 8.0. Эта информация помогает разработчикам понять проблему питания. Для информации о событиях ось x – это время; ось y – это процессы, которые генерируют эти события [5]. Записанные события включают в себя wakelock (блокировка сна), датчик, экран и т.д. Была найдена только информация wakelock в этом сценарии, процесс mediaserver появился в обоих устройствах, а rild, surface flinger занимают wakelock на Huawei Mate 10 Pro, а systemui на стороне Samsung Galaxy Tab A 8.0. YouTube также занимает wakelock в течение длительного времени, как показано на рис. 3, a и в, разработчики могут анализировать свой код для улучшения использования wakelock, например, выпускать wakelock в состоянии паузы приложения. Изменение мощности процессов показано на рис. 3, б и д, которые занимают событие или имеют высокое энергопотребление, YouTube потребляет высокую мощность, когда запускается приложение, в то время как mediaserver периодически достигает высшей точки.
Рис. 2. Сравнение мощности семи видеоприложений
(а) информация о событиях YouTube, запущенного на Huawei Mate 10 Pro |
(б) Информация об изменении мощности на Huawei Mate 10 Pro |
(в) информация о событиях YouTube, запущенного на Samsung Galaxy Tab A 8.0 |
(д) Информация об изменении мощности на Samsung Galaxy Tab A 8.0 |
Рис. 3. Сравнение событий YouTube и информации о мощности
Проанализировав информацию об использовании ресурса в начале YouTube, было обнаружено, что он передавал сетевые пакеты и имел дело с пользовательскими входами (например, touch, click). Никаких других лишних данных не обнаружено. Еще одной причиной столь высокого энергопотребления является система подготовки к началу новой деятельности.
Сценарий разработчика системы. Разработчики систем больше заботятся о потреблении энергии всей системой, а не о конкретном приложении или аппаратном компоненте. Сервис предоставляет информацию о мощности всех процессов, запущенных в системе, что точно помогает знать всю информацию о потребляемой энергии. Раньше было выяснено, что системные процессы потребляют гораздо больше энергии, чем само целевое приложение. Чтобы показать, что это обычная проблема, был проведен еще один эксперимент с игровыми приложениями [6]. Были проанализированы 7 популярных игр: Angry Birds, Cut the Rope, NinJump и так далее. Энергопотребление каждой игры и нескольких соответствующих системных процессов на Huawei Mate 10 Pro демонстрируется на рис. 4. Можно наблюдать, что системные процессы, такие как irq/308-mxt224, mediaserver и zygote, потребляли много энергии, следовательно, они не были незначительными по сравнению с целевыми приложениями.
Рис. 4. Сравнение мощности семи игровых приложений
Кроме активных приложений, фоновые приложения также являются основной проблемой для разработчиков систем. В экспериментах сначала проверялась ситуация, когда существуют только системные процессы и не открываются никакие другие приложения. Чтобы представить реальный случай, когда пользователи используют эти устройства, были проведены эксперименты с приложениями, работающими в фоновом режиме. Наиболее распространенная ситуация, которую он представляет, это переход пользователей в спящий режим, их мобильные устройства находятся в спящем состоянии, не выходя из всех открытых приложений [7]. На рис. 5 показано изменение мощности трех основных энергоемких процессов Huawei Mate 10 Pro и Samsung Galaxy Tab A 8.0 в режиме «сна» с незамкнутыми приложениями. Прежде чем перевести устройства в режим «сна», были открыты facebook, twitter, youtube, angrybirds и pandora и каждое использовалось в течение нескольких минут. Из рисунка можно узнать, что мощность большинства приложений невелика, в то время как системные процессы все еще потребляют достаточное количество энергии. Поэтому разработчики систем должны уделять больше внимания оптимизации этих фоновых процессов и служб.
(а) Изменение мощности на Huawei Mate 10 Pro |
(б) Изменение мощности на Samsung Galaxy Tab A 8.0 |
Рис. 5. Сравнение информации о питании устройств в режиме «сна» с фоновыми приложениями
Заключение
Сервис состоит из серверной части, которая предоставляет информацию о мощности различных приложений, и клиентской стороны, которая анализирует информацию о мощности и событиях для конкретных приложений. Были показаны примеры поиска первопричин большого энергопотребления, например чрезмерное использование wakelock [8]. Анализ информации о мощности приложений полезен для многих исследований, связанных с энергией/мощностью на мобильных устройствах, и выводы, полученные из наблюдений, указывают на несколько потенциальных направлений оптимизации.
Библиографическая ссылка
Гуляева С.А., Гришунов С.С., Белов Ю.С. ПРОГРАММНЫЙ СЕРВИС СБОРА ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИИ МОБИЛЬНОГО УСТРОЙСТВА // Научное обозрение. Технические науки. – 2021. – № 4. – С. 10-15;URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1365 (дата обращения: 21.11.2024).