Научный журнал
Научное обозрение. Технические науки
ISSN 2500-0799
ПИ №ФС77-57440

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Кечкина Н.И. 1 Наумова Е.Г. 1
1 Дзержинский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
В статье рассматриваются вопросы безопасности информации в информационных системах органов государственного и муниципального управления. Для достижения поставленной цели решен ряд задач. Для начала рассмотрено понятие информационных систем и представлена их классификация. Особое внимание уделяется группе государственных информационных систем. Поскольку данные системы предполагают обращение большого объема разнородной информации, то вопросы информационной безопасности в данной области являются наиболее актуальными и требуют неотложного решения. Основная цель работы – рассмотреть вопросы безопасности государственных информационных систем, обозначить возможные способы защиты информации. Для достижения поставленной цели проведен анализ информации, циркулирующей в государственных информационных системах. Предлагается классифицировать информацию на общедоступную и информацию с ограниченным доступом. Направления и класс защиты выбирают исходя из уровня значимости информации, а также размера информационной системы. Представлена классификация возможных угроз. Основной принята классификация по аспектам, на которые угрозы направлены: угрозы доступности, угрозы целостности и угрозы конфиденциальности. Для каждого типа приведена характеристика угроз и предложены мероприятия и средства по обеспечению информационной безопасности. Отмечается, что для обеспечения требуемого уровня информационной безопасности стоит рассматривать совокупность организационно-правовых и программно-технических средств.
государственные информационные системы
класс защиты
уровень значимости информации
масштабы информационной системы
угрозы безопасности информации
1. Лебедкин А.П., Капелюшный Э.Д. Применение информационных технологий в экономике и управлении // Экономика и социум. Саратов, 2017. С. 851–854.
2. Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 08.07.2006 (с изменениями на 14 июля 2022 года) № 149-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 23.08.2022).
3. Закон Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 21.01.2009 (с изменениями на 30 апреля 2021 года) № 8-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 10.05.2021).
4. Белов Е.Б., Лось В.П., Мещеряков Р.В., Шелупанов А.А. Основы информационной безопасности: учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия – Телеком, 2011. С. 69–71.
5. Методический документ. Меры защиты информации в государственных информационных системах [утвержден ФСТЭК России 11 февраля 2014 года]. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=252834 (дата обращения: 10.05.2021).
6. Проза.ру Информационная безопасность. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2019/08/10/1345 (дата обращения: 01.04.2021).
7. Шептура С.В. Информационная безопасность. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-biblio.ru/book/bib/01_informatika/Inform_bezopast/sg/sg.html (дата обращения: 01.04.2021).

В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 информационные технологии (ИТ) представляют собой совокупность методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

В настоящее время обязательным элементом компьютерной ИТ является наличие вычислительной техники, а также телекоммуникационных средств, интуитивно-понятного пользовательского интерфейса.

Структура компьютерной ИТ включает:

– технические средства, в том числе средства вычислительной, коммуникационной и организационной техники;

– программные средства: системное (общее) и прикладное программное обеспечение;

– инструкции, нормативные документы, методические материалы по организации работы, образующие организационно-методическое обеспечение [1].

Информационная система (ИС) является средой реализации информационной технологии. ИС организации предполагает наличие и взаимосвязь средств накопления, обработки, передачи, хранения и контроля информации, формирующие информационную инфраструктуру, а также персонала, выполняющего эти действия с информацией.

Согласно определению, приведенному в ГОСТ Р 52653-2006, информационная система – это совокупность содержащейся в базах данных информации, а также обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Среди многочисленных целей функционирования ИС организации основной является производство информации, необходимой для функционирования организации. Для поддержания возможности управления ИС организацией необходимой является реализация информационной и технической сред. ИТ позволяют осуществить в ИС все необходимые процессы преобразования информации.

Цель исследования – выявить основные угрозы информационной безопасности и на основе их анализа определить средства, необходимые для формирования системы информационной безопасности государственных информационных систем (ГИС).

Материалы и методы исследования

С использованием методов анализа и синтеза в исследовании проводится выявление основных направлений и методов обеспечения информационной безопасности. На основе современных публикаций, законов РФ в области информационных технологий и систем, методических документов, отражающих меры защиты информации в государственных информационных системах, рассмотрена классификация информационных систем, способы оценки класса защиты, определены направления защиты.

Результаты исследования и их обсуждение

Далее (рисунок) приводится классификация ИС, сформированная в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [1].

Если коснуться более подробно государственных и муниципальных ИС, то первые создаются на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также на основании правовых актов государственных органов [2].

Муниципальные ИС разрабатываются на основании решения органа местного самоуправления [2].

И государственные, и муниципальные ИС необходимы для организации обмена информацией между органами государственного и муниципального управления (ГМУ), между органами управления и юридическими и физическими лицами, а также в информировании общества [2].

При рассмотрении информационных систем с точки зрения безопасности выделяют субъекты (активные компоненты) и объекты (пассивные компоненты).

К субъектам государственных ИС относят госслужащих, обслуживающий ИС персонал, представителей юридических лиц и физических лиц, которые могут обращаться к ИС по различным вопросам.

Объектами ИС являются информация и информационные процессы. В информационных системах ГМУ циркулирует самая разная информация, в первом приближении она делится на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа.

К категории общедоступной информации относят как общеизвестные сведения, так и иные данные, доступ к которым не должен быть ограничен. Это позволяет использовать и размещать ее свободно любыми лицами, в том числе в сети Интернет в открытом доступе, если это не противоречит установленным федеральными законами ограничениям в отношении распространения подобной информации. Так, для государственных ИС согласно ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ в сети Интернет может быть размещена общая информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [3]. В ст. 14 этого же закона дополнительно указан состав общедоступной информации, размещаемой в сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных [3].

missing image file

Классификация ИС

Разновидности ИС ГМУ РФ в зависимости от масштаба

Масштаб

Область функционирования

Сегменты

ИС федерального масштаба

В пределах федерального округа РФ [5]

Сегменты находятся в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях [5]

ИС регионального масштаба

На территории отдельного субъекта РФ [5]

Сегменты находятся в одном или нескольких муниципальных образованиях и подведомственных и других организациях [5]

ИС объектового масштаба

На территории одного федерального органа государственной власти (ОГВ), ОГВ субъекта РФ, муниципального образования и организации [5]

Не имеют сегментов в территориальных органах, представительствах, филиалах, подведомственных и иных организациях [5]

Информацией ограниченного доступа являются государственная тайна и конфиденциальная информация. Последняя в свою очередь разбивается на следующие типы: коммерческая тайна, персональные данные, служебная информация и т.п.

Приведенная выше информация задействована в таких информационных процессах, характерных для сферы ГМУ, как ведение документооборота, сбор и хранение информации, поиск и обработка информации, анализ данных, планирование и принятие управленческих решений, информирование населения [4] и др.

Вышеизложенное определяет строгие требования к обеспечению должного уровня защиты подобного типа информации. Направление защиты определяется характером информации и формой ее представления. Устанавливаются четыре класса защищенности ИС: от самого высокого (первого) к самому низкому (четвертому). Класс защиты (К) определяется в зависимости от уровня значимости информации (УЗ), обрабатываемой в ИС, и от масштаба ИС (МИС) [3]:

К = [УЗ; МИС]. (1)

Если со временем происходит изменение масштаба ИС или в ней появляется информация с другим уровнем значимости, то требуется пересмотреть класс защищенности ИС.

Для определения масштаба ИС необходимо рассмотреть ее назначение, из каких сегментов она состоит, а также их распределенность. Масштабы ИС ГМУ РФ представлены в таблице.

Основной целью защиты информации можно считать предотвращение возможного ущерба для владельца и/или пользователя информации в результате свершения угрозы. Размер ущерба будет зависеть от формы самой угрозы и от того, какая информация подвергается угрозам. Поэтому одним из вариантов определения уровня значимости информации является оценка возможного ущерба для владельца и/или пользователя информации, возникшего в результате нарушения конфиденциальности, целостности и/или доступности информации [5]:

УЗ = [(конфиденциальность, степень ущерба) (целостность, степень ущерба) (доступность, степень ущерба)]. (2)

Здесь (2) оценивается вероятность свершения той или иной угрозы, а также степень возможного ущерба, которая определяется владельцем/пользователем одним из доступных методов. Можно использовать следующую градацию ущерба в зависимости от последствий в социальной, политической, международной, экономической, финансовой или иных областях деятельности организации, а также в зависимости от степени влияния реализованной угрозы на работоспособность ИС:

– высокий ущерб, если возможны существенные негативные последствия в какой-либо области деятельности, а также если ИС и/или оператор ИС (владелец информации) не могут выполнять возложенные на них функции;

– средний ущерб, если возможны умеренные негативные последствия в какой-либо области деятельности и/или ИС и/или оператор ИС (владелец информации) не могут выполнять хотя бы одну из возложенных на них функций;

– низкий ущерб, если возможны незначительные негативные последствия в какой-либо области деятельности и/или ИС и/или оператор ИС (владелец информации) могут выполнять возложенные на них функции с недостаточной эффективностью, или выполнение функций возможно только с привлечением дополнительных сил и средств [5].

Окончательно уровень значимости информации устанавливается по наивысшим значениям степени возможного ущерба, определенным для конфиденциальности, целостности, доступности информации. Кроме того, ИС чаще всего работают с информацией разного вида, следовательно, и оценка уровня значимости выполняется отдельно для каждого вида информации.

Оценка угроз безопасности информации (УБИ) осуществляется по ряду факторов: оценке возможностей (потенциала, оснащенности и мотивации) внешних и внутренних нарушителей, результату анализа возможных уязвимостей ИС, возможных способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

УБИ = [(возможности нарушителя; уязвимости информационной системы; способ реализации угрозы; последствия от реализации угрозы)] [5]. (3)

Существует большое количество классификаций угроз в зависимости от используемых критериев, например:

– по аспекту информационной безопасности (основной направленности угрозы) выделяют угрозы нарушения доступности, нарушения целостности, нарушения конфиденциальности;

– по целевым объектам ИС, на которые воздействуют, различают угрозы данным, информационным процессам, программному или аппаратному обеспечению, поддерживающей инфраструктуре, носителям информации, персоналу и др.;

– по типу и характеру различают случайные/преднамеренные действия природного/техногенного характера;

– по расположению источника угроз и ее потенциалу: внешние и внутренние угрозы с низким, средним или высоким потенциалом [5].

В соответствии с моделью (2) за основу выбрана первая классификация, согласно которой выделяют: угрозы доступности, угрозы целостности и угрозы конфиденциальности.

1. Под доступностью понимают возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. В большей степени это свойство информации касается общедоступной информации, которая циркулирует в ИС ГМУ и к которой могут обращаться представители юридических лиц и физические лица [2].

К угрозам доступности можно отнести случайные ошибки операторов, штатных пользователей, системных администраторов и других лиц, обслуживающих ИС. Последствиями от реализации таких угроз могут быть внутренний отказ ИС, отказ поддерживающей инфраструктуры. Для снижения вероятности исполнения угроз доступности необходимо своевременно информировать сотрудников об изменениях в функционировании информационной системы, проводить обучение персонала, выполнять диагностику программно-технического комплекса и т.п.

2. Если рассматривать целостность как свойство информации, то это актуальность, полнота информации, отсутствие непротиворечивости, а также ее защищенность от уничтожения и несанкционированного изменения [6]. Это касается информации как общедоступной, так и с ограниченным доступом. Угрозам нарушения целостности подвержены не только данные, но и сама ИС.

Как правило, угрозы целостности связаны:

– с нарушением достоверности информации в результате нарушения правил и/или инструкций по работе с системой вследствие незнания или халатности;

– с непредумышленным или намеренным предоставлением или вводом в систему ошибочной информации.

Защита в этом случае должна быть комплексной и включать организационно-правовые и программно-аппаратные средства защиты. Например, для обеспечения достоверности и полноты информации необходимо выполнять контроль ввода новых данных, отслеживать изменения внутренней информации о ГМУ и изменений, касающихся законодательства РФ, своевременно обновляя данные. Для поддержания целостности информации и информационной системы необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, сертифицированное аппаратное обеспечение, средства защиты от вредоносных программ, брандмауэры, средства резервного копирования, архивирования информации и т.д.

3. Для информации с ограниченным доступом важным направлением защиты является обеспечение конфиденциальности данных. Конфиденциальность – это свойство информации, характеризующее ее защиту от несанкционированного доступа. Источниками угроз конфиденциальности выступают лица, работающие в органах ГМУ или обслуживающие информационные системы ГМУ, пресса, иностранные агенты, спецслужбы, различные организации, физические лица, действующие в своих целях или целях заинтересованных лиц. Наибольшую опасность представляют собой злоумышленники, действующие внутри ГМУ и злоупотребляющие своими полномочиями [7].

Основные угрозы конфиденциальности – хищение или раскрытие информации с ограниченным доступом.

Порядок предоставления доступа к информации в ИС ГМУ определяется Правительством РФ с учетом законодательства РФ, в частности с учетом таких федеральных законов, как «О государственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных».

Средствами защиты информации будут:

– организационно-правовые средства, в которых определяются права, обязанности и ответственность лиц, которые могут участвовать в любых информационных процессах, характерных для деятельности органов ГМУ;

– программно-технические средства, реализующие управление доступом к конфиденциальной или закрытой информации, хранение данных в зашифрованном виде, использование электронной подписи, защиту от вредоносных программ и т.д.

Заключение

Таким образом, в статье рассмотрены информационные системы. Представленная классификация позволяет выделить крупную область ИС – государственные информационные системы. Вопросы информационной безопасности в данной области являются наиболее актуальными и требуют неотложного решения. Для государственных информационных систем определен состав с точки зрения безопасности. Представлена методика классификации информационной системы по требованиям защиты информации, что позволило выявить основные угрозы информационной безопасности и их источники. Анализ угроз позволил определить направления и способы защиты информации.


Библиографическая ссылка

Кечкина Н.И., Наумова Е.Г. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ // Научное обозрение. Технические науки. – 2022. – № 6. – С. 22-26;
URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1415 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674