Эффективная и развитая сеть пассажирского транспорта является неотъемлемой составляющей инфраструктуры любого крупного города. А для городов с высокой плотностью населения, обширной территорией и неравномерным расселением качество работы и уровень развития пассажирского транспорта становятся вопросами жизненной важности.
Для эффективного управления транспортной системой города городские транспортные службы осуществляют мониторинг транспортного обслуживания населения. Полученные результаты позволяют контролировать движение автотранспорта, распределять поток пассажиров между частными и государственными перевозчиками и оптимизировать распределение пассажиров по различным видам городского общественного транспорта [1].
В настоящее время в г. Ош наблюдается увеличение числа автомобилей, что приводит к затрудненной ситуации на магистралях города. Одной из основных проблем является постоянное образование пробок на дорогах, что увеличивает время перемещения горожан по городу. При разработке планов по совершенствованию инфраструктуры транспорта в крупных городах необходимо учитывать уникальные особенности процессов формирования и развития транспортной системы, которые можно более детально изучить с помощью геоинформационного картографирования. Поэтому особенно важным становится составление карты транспортной сети г. Ош и анализ данных с использованием геоинформационных технологий.
Исследованием пассажирского транспорта занимались многие ученые, была показана роль геоинформационного картографирования в изучении города и степень возможности геоинформатики в изучении урбанизированных территорий [2]. Другие авторы в исследовании представляют свой метод для оценки объема пассажиропотоков на остановках общественного транспорта с использованием геоинформационных технологий [3]. Работа авторов описывает инновационный подход к агрегированию транспортных сетей на картах различных масштабов, который базируется на автоматическом определении основных транспортных магистралей [4].
Нужно отметить особенности г. Ош, расположенного на юге страны, где население города составляет 302100 чел., а плотность населения– 4935 чел./км2 [5]. Общая длина города с юга на север составляет более 10 км, а с запада на восток– более 9 км. Большинство жителей города предпочитают ежедневно использовать общественный транспорт для передвижения. Количество пользователей общественного транспорта превышает число тех, кто отдает предпочтение личному автотранспорту. Перевозку пассажиров обеспечивают и государственные транспортные предприятия, и частные перевозчики. Пассажирские перевозки осуществляются с помощью троллейбусов, автобусов и маршрутных такси. Микроавтобусы охватывают те новые районы города, для которых не подходят автобусы или троллейбусы из-за особых условий местности [6].
Целью исследования являлось создание геоинформационной картографии транспортной инфраструктуры общественного транспорта г. Ош, которая будет использоваться для осуществления мониторинга с целью оценки эффективности функционирования общественного транспорта в связи с ухудшением качества обслуживания горожан общественным транспортом и увеличением числа автомобилей на дорогах.
Материалы и методы исследования
Объектом для исследования послужил пассажирский транспорт г. Ош. Геоинформационная картография пассажирского транспорта была осуществлена с использованием инструментальных средств ArcGIS. Векторная карта г. Ош масштаба 1:10000, которая была получена из открытого источника OpenStreetMap (OSM), послужила основой маршрутной сети пассажирского транспорта. Векторная карта содержит векторные слои, такие как улицы, дома и границы города.
На сегодня маршрутная сеть г. Ош состоит из 53 маршрутов, из них 2 троллейбусных, 6 автобусных, и 45 маршрутов обслуживаются микроавтобусами частных перевозчиков. Для оценки состояния сети массового пассажирского транспорта сформирован ее граф, в качестве базы применялись схемы микроавтобусов, курсирующих по 45 маршрутам, количество которых превышает 1000. Разработанная модель включает следующие обьекты: схему маршрутов, конечные остановки по маршрутам, остановочные пункты, границы муниципальных территориальных управлений г. Ош (рис. 1).
Результаты исследования и их обсуждение
В результате полученных данных произведена оценка обеспеченности муниципальных районов г. Ош пассажирским транспортом.
Рис. 1. Маршрутная схема пассажирского транспорта г. Ош
Рис. 2. Маршруты, обслуживающие МТУ Курманжан Датка
Рис. 3. МТУ Амир-Темур
Рис. 4. Остановочные пункты города
На основе схемы градостроительного деления город разбит на территориальные управления:
–МТУ Курманжан Датка;
–МТУ Амир-Темур;
–МТУ Манас-Ата;
–МТУ Керме-Тоо;
–МТУ Туран;
–МТУ Сулайман-Тоо;
–МТУ Жапалак.
По МТУ Курманжан-Датка курсируют следующие маршруты: маршрут 107 (Юго-Восток– Достук), 107 (Юго-Восток– Аэропорт), 107 (Юго-Восток– Монок), 109 (Озгур– Манас-Ата), 157 (Юго-Восток– Арек), 146, 142, 102 (кольцевая), 149 (Юго-Восток– Фуркат) (рис. 2).
По МТУ Амир-Темур курсируют следующие маршруты: 141, 136, 115, 101(рис. 3).
По МТУ Манас-Ата курсируют следующие маршруты: 109, 160, 148, 122, 124.
По МТУ Керме-Тоо проезжают следующие маршруты: 143, 121, 157, 146, 127.
По МТУ Туран проезжают следующие маршруты: 101, 130, 135, 105.
По МТУ Сулайман-Тоо проезжают большинство маршрутов.
Все остальные маршруты связывают город сприграничными селами.
Основными пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами влюбом городе являются остановки общественного транспорта. На территории г. Ош имеется около 200 остановочных пунктов общественного транспорта (рис. 4).
Для анализа доступности остановочных пунктов общественного транспорта применялся сетевой анализ.
На рис. 5 изображены области, охватываемые остановочными пунктами, которые обслуживаются транспортными предприятиями. Круги, закрашенные зеленым цветом, обозначают территории с радиусом 1000 м в жилых зонах. Центры этих кругов– остановочные пункты маршрутов отмечены точками.
Рис. 5. Зоны обслуживания остановочных пунктов
По результатам проведенного анализа можно отметить, что остановочные пункты достаточно равномерно расположены внутри города, но в приграничных районах города их явно недостоточно. В некоторых местах приграничных районов остановочные пункты для пассажиров не предусмотрены. Это приводит к неудобству и нарушению безопасностри пассажиров при ожидании транспорта.
Проведенный анализ показывает, чтотранспортная инфраструктура города многофункциональна. Один и тот же маршрут обеспечивает связь для различных целей, включая поездки на работу, учебу и культурно-бытовые мероприятия. Система организации маршрутов объясняется особенностями рельефа города. Большинство маршрутов проходят через центральную часть города. Например, одна часть маршрута предназначена для доставки жителей из пригородных районов в центральную часть города, а другая часть осуществляет внутригородские перевозки. В утренний час пик связь между жилыми районами, такими как Жапалак, Толойкон, Аэропорт, Озгур, Фуркат, Он Адыр, Нариман и др. ориентирована на движение в сторону города, а вечером– на обратное направление. Следовательно, транспортные маршруты, охватывающие указанные районы, предназначены для перевозки пассажиров из центральной части города в соответствующие районы в течение дня. Сюда включены автобусные линии: 121, 149, 108, 127, 159, 150, 151, а также частично 107, 109 и др. Некоторые маршруты, такие как 102, 113, 125, обеспечивают межрайонные, внутрирайонные связи и осуществляют кольцевые и полукольцевые схемы движения.
Отметим, что центральная часть города полностью обеспечена пассажирским транспортом, также территориальные управления достаточно обеспечены пассажирским транспортом. Но в приграничных участках города имеются затруднения с транспортными линиями. Некоторые линии приграничных участков недостаточно обеспечены пассажирским транспортом. Маршруты на этих линиях работают с интервалом 30 и более минут, тем самым доставляя неудобства жителям этих участков. Некоторые участки обходятся межрайонными транспортами. Также из-за дублирующих маршрутов на центральных магистралях города образуются заторы. Вследствие чего маршруты, осуществляющие перевозку на этих улицах, отстают от своих графиков.
Заключение
Для решения обнаруженных проблем рекомендуется проведение дополнительных исследований с учетом результатов данного сетевого анализа. Необходимо разработать меры по оптимизации маршрутов и распределению остановочных пунктов с учетом потребностей населения, что позволит повысить качество перевозок общественного транспорта и обеспечит более удобные условия перемещения для жителей г. Ош.
Библиографическая ссылка
Адиева Г.М., Сатыбаев А.Дж. ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СЕТИ МАССОВОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ОШ // Научное обозрение. Технические науки. – 2024. – № 2. – С. 42-49;URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1465 (дата обращения: 23.11.2024).