Научный журнал
Научное обозрение. Технические науки
ISSN 2500-0799
ПИ №ФС77-57440

ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА НАДЕЖНОСТЬ ПНЕВМОПОДВЕСКИ АВТОБУСОВ БОЛЬШОГО КЛАССА KAROSA C-934

Мальшаков А.В. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В статье рассматривается экспериментальные исследования после выбора объекта, постановки цели и задачи эксперимента, выбираются наиболее важные факторы, которые влияют на систему. В качестве метода, позволяющего выбрать наиболее значимые факторы используется метод априорного ранжирования.
эксперимент
эксперты
автобус большого класса
агрегаты
подвеска
1. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред. Е.С. Кузнецова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.
2. Сервис транспортных, технологических машин и оборудования в нефтегазодобыче: учебное пособие / Н.С. Захаров, А.И. Яговкин, С.А. Асеев и др.; под ред. Н.С. Захарова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 508 с.
3. Захаров Н.С. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности / Н.С. Захаров, Л.А. Текутьев // Инженерный вестник Дона. – 2014. – № 3. ? Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506. 2916 (доступ свободный). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. Захаров Н.С. Техническое обслуживание автомобилей и автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие. – Тюмень: Вектор бук, 1997. – 176 с.
5. Захаров Н.С. Оценка стратегий развития транспортно-технологических систем // Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин: Доклады международ. науч.-техн. конф. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. – С. 73–84.
6. Захаров Н.С. Влияние сезонных условий на расходование ресурсов при эксплуатации автомобилей / Н.С. Захаров, Г.В. Абакумов, А.В. Вознесенский. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 115 с.
7. Захаров Н.С. Влияние сезонных условий на процессы изменения качества автомобилей. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 141 с.
8. Захаров Н.С. Влияние сезонных условий на надежность автомобилей Урал-4320 / Н.С. Захаров, Г.В. Абакумов, Ю.М. Першин // Повышение эффективности использования колесных и гусеничных машин в суровых условиях: сб. тр. международ. науч.-техн. конф. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1996. – С. 60–66.
9. Захаров Н.С. Проектирование автотранспортных предприятий с использованием ПЭВМ. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. – 409 с.
10. Захаров Н.С. Концепция формирования качества автомобилей в процессе эксплуатации // Приспособленность автомобилей, строительных и дорожных машин к суровым условиям эксплуатации: Межвузовский сборник научных трудов. – Тюмень ТюмГНГУ, 1999. – С. 59–62.
11. Захаров Н.С. Влияние квалификации рабочих на затраты при обслуживании и ремонте транспортно-технологических машин в нефтегазодобыче / Н.С. Захаров, Г.В. Абакумов, С.В. Елесин, С.Ю. Кичигин // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. – 2012. – № 6. – С. 112–120.
12. Захаров Н.С. Техника транспорта. Обслуживание и ремонт. Часть 1. Теоретические основы: Курс лекций. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. – 48 с.

Нефтегазовая отрасль играет важную роль в экономике Российской Федерации. В нефтяной промышленности технологический транспорт играет важную роль. Помимо участи в технологических процессах, он обеспечивает перевозки пассажиров, для этого используются автобусы большого класса [2, 5]. Надежность важна для автобусов, так как от нее зависит комфорт и безопасность пассажиров [8, 12]. В конструкции подвески используются пневмобалонны. В зимний период времени существенно возрастает количество отказов по сравнению с летним периодом. Это ведет к неравномерной потребности в запасных частях.

Целью исследования является снижение затрат на эксплуатацию путем установления закономерностей формирования потока отказов пневмоподвески автобусов большого класса с учетом влияния сезонной вариации интенсивности и условий эксплуатации, а также совершенствование на этой основе методик определения потребности в запасных частях.

Одной из важной части исследования является выявление факторов, влияющих на отказы пневмоподвски автобуса.

Необходимым условием успешной работы автотранспортного предприятия является эффективная работа системы материально-технического снабжения [3, 6, 9]. Для того чтобы обеспечить, с одной стороны, бесперебойное снабжение ресурсами и исключить простои автомобилей из-за их отсутствия, а с другой – минимизировать затраты на их доставку и хранение, необходимо знать, какие факторы влияют на процесс расходования и восполнения ресурсов [1, 4, 10, 11, 12].

Всю совокупность факторов можно разделить четыре группы: конструктивные, эксплуатационные, технологические и организационные [1, 10] (рис. 1).

В качестве метода выявление наиболее значимых факторов используется метод априорного ранжирования.

На начальном этапе исследования составили анкету. В анкету включили 5 факторов, влияющих на надежность автобуса. В эксперименте участвовало 7 экспертов компании ОАО «Сурутнефтегаз».

Были рассмотрены следующие факторы:

– природно-климатические условия;

– дорожные условия;

– интенсивность эксплуатации;

– природно-климатические условия;

– техническое состояние.

Матрица рангов, полученная из анкет, приведена в таблице.

Оценка согласованности мнений экспертов проводилась по коэффициенту конкордации:

malchak05.wmf

Несмотря на то, что полученное значение коэффициента конкордации значительно отличается от нуля, проверим его значимости по критерию Пирсона:

malchak06.wmf

pic_34.wmf

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на расход автомобильных запчастей [1]

Номер эксперта

Х1 – Классификация водителя

Х2 – Дорожные условия

Х3 – Интенсивность эксплуатации

Х4 – Природно-климатические условия

Х5 – Техническое состояние

1

5

3

4

1

2

2

4

2

3

1

5

3

5

4

3

1

2

4

5

2

1

2

3

5

5

2

4

1

2

6

5

3

2

1

4

7

5

4

2

1

3

 

34

20

19

8

21

i

–13,6

0,4

1,4

12,4

–0,6

(i)2

184,96

0,16

1,96

153,76

0,36

pic_35.tif

Рис. 2. Диаграмма априрного ранжирования факторов

Гипотеза о наличии согласованности мнений экспертов может быть принята, если при заданном числе степеней свободы табличное значение 2 меньше расчетного для 5 % погрешности расчета.

С учетом 5 % уровня значимости числа степеней свободы ƒ = 6 табличное .значение критерия χ2 = 12,6. Следовательно, мнение экспертов согласованно. Построим диаграмму рангов для рассматриваемых факторов (рис. 2).

Таким образом, по результатам проведенного эксперимента установлено, что в наибольшей степени на надежность пневмоподвески автобусов влияют природно-климатические условия.


Библиографическая ссылка

Мальшаков А.В. ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА НАДЕЖНОСТЬ ПНЕВМОПОДВЕСКИ АВТОБУСОВ БОЛЬШОГО КЛАССА KAROSA C-934 // Научное обозрение. Технические науки. – 2016. – № 5. – С. 87-89;
URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1116 (дата обращения: 06.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674