Нефтегазовая отрасль играет важную роль в экономике Российской Федерации. В нефтяной промышленности технологический транспорт играет важную роль. Помимо участи в технологических процессах, он обеспечивает перевозки пассажиров, для этого используются автобусы большого класса [2, 5]. Надежность важна для автобусов, так как от нее зависит комфорт и безопасность пассажиров [8, 12]. В конструкции подвески используются пневмобалонны. В зимний период времени существенно возрастает количество отказов по сравнению с летним периодом. Это ведет к неравномерной потребности в запасных частях.
Целью исследования является снижение затрат на эксплуатацию путем установления закономерностей формирования потока отказов пневмоподвески автобусов большого класса с учетом влияния сезонной вариации интенсивности и условий эксплуатации, а также совершенствование на этой основе методик определения потребности в запасных частях.
Одной из важной части исследования является выявление факторов, влияющих на отказы пневмоподвски автобуса.
Необходимым условием успешной работы автотранспортного предприятия является эффективная работа системы материально-технического снабжения [3, 6, 9]. Для того чтобы обеспечить, с одной стороны, бесперебойное снабжение ресурсами и исключить простои автомобилей из-за их отсутствия, а с другой – минимизировать затраты на их доставку и хранение, необходимо знать, какие факторы влияют на процесс расходования и восполнения ресурсов [1, 4, 10, 11, 12].
Всю совокупность факторов можно разделить четыре группы: конструктивные, эксплуатационные, технологические и организационные [1, 10] (рис. 1).
В качестве метода выявление наиболее значимых факторов используется метод априорного ранжирования.
На начальном этапе исследования составили анкету. В анкету включили 5 факторов, влияющих на надежность автобуса. В эксперименте участвовало 7 экспертов компании ОАО «Сурутнефтегаз».
Были рассмотрены следующие факторы:
– природно-климатические условия;
– дорожные условия;
– интенсивность эксплуатации;
– природно-климатические условия;
– техническое состояние.
Матрица рангов, полученная из анкет, приведена в таблице.
Оценка согласованности мнений экспертов проводилась по коэффициенту конкордации:
Несмотря на то, что полученное значение коэффициента конкордации значительно отличается от нуля, проверим его значимости по критерию Пирсона:
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на расход автомобильных запчастей [1]
Номер эксперта |
Х1 – Классификация водителя |
Х2 – Дорожные условия |
Х3 – Интенсивность эксплуатации |
Х4 – Природно-климатические условия |
Х5 – Техническое состояние |
1 |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
5 |
5 |
2 |
4 |
1 |
2 |
6 |
5 |
3 |
2 |
1 |
4 |
7 |
5 |
4 |
2 |
1 |
3 |
34 |
20 |
19 |
8 |
21 |
|
i |
–13,6 |
0,4 |
1,4 |
12,4 |
–0,6 |
(i)2 |
184,96 |
0,16 |
1,96 |
153,76 |
0,36 |
Рис. 2. Диаграмма априрного ранжирования факторов
Гипотеза о наличии согласованности мнений экспертов может быть принята, если при заданном числе степеней свободы табличное значение 2 меньше расчетного для 5 % погрешности расчета.
С учетом 5 % уровня значимости числа степеней свободы ƒ = 6 табличное .значение критерия χ2 = 12,6. Следовательно, мнение экспертов согласованно. Построим диаграмму рангов для рассматриваемых факторов (рис. 2).
Таким образом, по результатам проведенного эксперимента установлено, что в наибольшей степени на надежность пневмоподвески автобусов влияют природно-климатические условия.
Библиографическая ссылка
Мальшаков А.В. ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА НАДЕЖНОСТЬ ПНЕВМОПОДВЕСКИ АВТОБУСОВ БОЛЬШОГО КЛАССА KAROSA C-934 // Научное обозрение. Технические науки. – 2016. – № 5. – С. 87-89;URL: https://science-engineering.ru/ru/article/view?id=1116 (дата обращения: 06.11.2024).